|
||
Слова Господа ужасают; странно слышать это из уст воплощенной любви. Тем не менее, Иисус - воплощенная любовь Божия. Мы можем попытаться как-нибудь переиначить их, внушить себе, что речь идет о чем-то другом, просто проигнорировать - но это было бы просто нечестно и безотвественно. Мы должны попытаться понять. Один, проклятый за многих, многие, благословенные ради Одного.
Как-то я принимал участие в одной христианской радиопередаче и, не помню в какой связи, упомянул об аде. Через пару минут в студию позвонил разгневанный радиослушатель, и сказал, что не следует говорить об аде в передаче о любви. Его возмущение было совершенно искренним и неподдельным. Все, что я мог сказать в свое оправдание - это то, что будучи "посланниками от имени Христова", христиане должны передавать вверенное им послание так, как они его получили. Мы не можем искажать слово Божие или замалчивать какие-то его неприятные или смущающие аспекты. Евангелие - это "слово благое, слово утешительное", весть о любви и прощении, о вечной радости, превосходящей всякое разумение, весть о неиссякаемом Божием милосердии. Однако, когда мы возвещаем эту весть, нам неизбежно задают вопрос - "а что, если я скажу "нет"?" Ответ, конечно, прост - если Вы откажетесь войти в дверь, Вы окажетесь за дверью.
Но это ответ, который люди не принимают; его трудно принять даже многим христианам. Господь Иисус говорит об участи тех, кто отверг спасение, как о невыразимо ужасной:
Я не буду продолжать приводить слова Господа, слова Писания, свидетельствующие о реальности ада. Их много, и любой читатель Библии на них обязательно наткнется. Конечно, "огонь", "червь", "мрак", "дым мучения" - это яркие образы, характерные для библейского языка. Но, если мы будем честны, как бы мы ни толковали эти образы, они говорят о чем-то немыслимо, непередаваемо ужасном. Здесь мы и сталкиваемся с проблемой. Бог, о котором говорят Апостолы - Бог любви. Он настолько жаждет спасения и вечной радости для грешников, что стал человеком, который умер в муках, чтобы даровать людям вечное спасение. Не все помнят об этом, но знаменитые слова "Бог есть любовь" находятся в Библии, они принадлежат Апостолу Иоанну (1 Ин.4:8). Недавно я читал статью, автор которых пишет о богословах, отвергавших реальность ада "во имя любви Божией". Но мы вряд ли сможем уйти от того факта, что об аде, о ярости и гневе Бога мы знаем от тех же Апостолов, от которых мы знаем о любви Божией. Они-то не видели в этом противоречия. Возможно, некоторые современные богословы Его не одобрят, но сам Господь Иисус свидетельствовал и о любви Божией - и согласимся, никто не делал это так, как Он - и в то же время ясно говорил о "муке вечной". Слова Господа ужасают; странно слышать это из уст воплощенной любви. Тем не менее, Иисус - воплощенная любовь Божия. Мы можем попытаться как-нибудь переиначить их, внушить себе, что речь идет о чем-то другом, просто проигнорировать - но это было бы просто нечестно и безотвественно. Мы должны попытаться понять.
Учение об аде вызывает яростную критику. Бога Библии называют "тираном", "палачем" и "инквизитором" и как угодно еще. Некоторые христиане, смущенные такой критикой, пытаются смягчить, переиначить или просто устранить это учение. Но есть еще один вопрос, который люди с гневом бросают в лицо христианам - "Где был ваш Бог, когда.....". Когда злодеи истязали свои жертвы, когда диктаторы развязывали войны, когда террористы убивали ни в чем не повинных людей... Когда негодяи торжествовали, а честные и справедливые люди были растоптаны.... Много еще когда. Не следует преуменьшать серьезность этого вопроса. Зло, совершающееся в мире самым серьезным образом ставит Бога под вопрос. Легко решить, что если Бог позволяет такому совершаться, Он то ли не благ, то ли Его вовсе нет. Более того, люди часто недооценивают, насколько это серьезный вопрос. Дело в том, что Бог - не просто всемогущее Существо, наблюдающее за нами с небес, как какой-нибудь космический пришелец. Бог - Творец этого мира. Он создал его и поддерживает его в Бытии.
Каждую следующее мнгновение мы получаем свет, воздух, само существование от Него. Все наши способности, сама возможность что-либо сделать - или хотя бы помыслить - даруется Им. Всякое зло, которое совершается в мире, это ясное, громкое и недвусмысленное заявление - "смотрите, Бог вовсе не благ! Я делаю мерзость, и Он мне вовсе не препятствует! Более того, Он продолжает поддерживать меня в бытии, Он дает мне возможность поступать так!" Для людей Ветхого Завета это было больным вопросом. Они твердо верили в справедливость Бога. В то же время они видели, что негодяи нередко торжествуют. В Ветхом Завете, особенно в псалмах, люди взывают к Богу со словами, которые раньше казались мне проявлением недостойной мстительности:
Но речь здесь вовсе не о личной мести - "Боже, расправься с моими обидчиками". Речь здесь о том, благ ли Бог, когда нечестивые торжествуют, величаются, попирают бедных и безжалостно убивают слабых. Злодеи открыто смеются над Богом, совершая свои преступления: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев". Псалмопевец молит о том, чтобы Бог явил свою благость, и явил ее в отмщении злым. Жертвы должны убедиться, что Богу неугодно то, что с ними делали, злодеи должны горько пожалеть о своих беззакониях. Наглый смех насильников должен умолкнуть. Циничная похвальба должна смениться мучительным раскаянием.
Нам трудно совместить благость Бога с Его гневом; для но библейских священнописателей благость Божия должна явится именно в Его гневе по отношению к злым. Я думаю, именно псалмопевец лучше знал Бога; наше подозрительное отношение к гневу Божьему - вовсе не свидетельство нашего морального превосходства. Это скорее свидетельство того, что нас не очень трогает, что вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют. Человек, который не испытывает негодования при виде несправедливости и жестокости, вовсе не проявляет великой благости. Он проявляет цинизм и равнодушие. Легко вообразить себя очень добрым, когда на самом деле мне просто наплевать. Однако вопль псалмопевца говорит не только о естественном человеческом возмущении беззаконием или о жалости к жертвам. Он говорит о чем-то гораздо большем. Где Бог при этом торжестве зла? Не очевидно ли, что гордецы, отвергающие закон Божий, торжествуют, и небоязненно попирают кротких, уповающих на Бога? Не бросается ли в глаза, что уповать на Бога - глупость, а праведность достойна посмеяния? Не оказываются ли правы нечестивые, говоря, что Бог то ли не интересуется правосудием, то ли Его вовсе нет? Злодеи попирают не только людей, и не только человеческие законы - они попирают Божию святость; они ставят под вопрос реальность Бога, который противится злу и защищает Свое творение, Бога, который одобряет праведность и осуждает беззаконие. Именно поэтому псалмопевец взывает о суде. Он не хочет мести за свои обиды - он хочет увидеть правду Божию. Он хочет, чтобы кошмарная ложь - Бога то ли нет, то ли Ему нет дела - была разрушена. Зло подрывает самое основание мироздания - уверенность в благости Создателя. Именно поэтому так важно свидетельство пророков - настанет день Божьего суда, день торжества правды. Этот день описывается как день радости для всего мироздания:
Однако для самих злодеев это будет день величайшего ужаса:
Писание говорит, что Бог любит Свое творение. Ему не наплевать. Ему не наплевать, когда вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют. Бог проявляет в высшей степени резкое неприятие по отношению к любой форме нравственного зла. Бог ненавидит некоторые вещи:
Его отношение к злу, которое разрушает, уродует и оскверняет созданный Им мир, описывается такими словами, как "ярость", "гнев" и "негодование".
Здесь нам стоит на минуту остановиться и рассмотреть еще одну причину, по которой людей может смущать свидетельство Писания о гневе Божием. Для нас гнев - это бурная, и, как правило, неадекватная эмоциональная реакция. Гнев может подтолкнуть нас к словам и поступкам, о которых нам впоследствии придется сожалеть. Даже когда мы негодуем на что-то действительно плохое, наш гнев несет на себе печать нашей греховности - наших страхов, нашей агресии, нашей тяги к разрушению, нашего желания попирать и превозноситься. Писание говорит о человеческом гневе, как о чем-то плохом:
Но гнев Бога чист; в Своем гневе Господь никогда не поступит неразумно или, тем более, несправедливо. Его гнев - это не нервный срыв человека, которого "довели". Это проявление Его благости, Его правды, и - отметим это - Его любви по отношению к сотворенному миру. Негодование Бога на нечестивых ни в коем случае не приведет к тому, что кто-то будет наказан несправедливо или более строго, чем он в действительности заслужил. Но и то, что они заслужили, заставит злых горько сожалеть о содеянном ими зле. Люди Библии верили, что Бог накажет злых. Недоумение вызывало (и у многих людей вызывает) другое. Если Богу так ненавистно зло, почему бы Ему не разобраться с ним прямо сейчас? Почему бы гневу Божьему прямо сейчас не обрушиться на злодеев? Почему Он продолжает терпеть происходящее беззаконие? Ответ мы находим в Новом Завете, во втором послании Петра:
Однако эти слова могут вызвать недоумение. Было бы понятно, если Апостол сказал "Бог долготерпит злодеев, давая им возможность покаяться". Злодеям грозит Божий гнев, но Бог дает им отсрочку. Нас может рассердить такая затяжка правосудия, но хотя бы понятно, о чем идет речь. Но Апостол говорит "Бог долготерпит нас", так, будто именно нам грозит Божий гнев, и нам предоставлена отсрочка, чтобы мы пришли к покаянию. Апостол обращает внимание на очевидный, и, в то же время, в упор не замечаемый факт - мы грешники, нам грозит гнев Божий.
Для людей, которые считают себя жертвами чужой несправедливости, очень естественно хотеть, чтобы Бог выступил их защитником. Уже израильтяне ветхозаветных времен страстно желали “дня Господня”, когда Бог накажет тех, кто причинял им боль, кто заставлял их жить в унижении и страхе. Однако Бог, через Своего пророка, говорит им странную вещь:
Люди думали, что гнев Божий обрушится на кого-то другого, на их обидчиков, а они посмотрят со стороны и порадуются. Но пророк говорит - день Господень будет днем ужаса для вас. Вам придется отвечать за ваши грехи. Помню, я беседовал с одним человеком, который выражал свое возмущение современным падением нравов. Его особенно рассердила какая-то телепередача, в которой выступал человек, оправдывающий образ жизни гомосексуалистов. “Они по телевизору это пропагандируют - говорил мой собеседник - а в Библии сказано, что это мерзость и что мужеложники Царства Божия не наследуют!” “Совершенно верно - отозвался я - в Библии именно так и сказано. Там же, в том же месте Библии (1Кор.6:9-10), сказано, что Царства Божия не наследуют и обычные, “гетеросексуальные” блудники.”. Это неприятно его поразило. Он замолчал на несколько секунд, а потом сказал - “Но ведь это совсем другое дело!”. Это очень обычно. Другие люди заслуживают сурового осуждения, но вот наши грехи - это “совсем другое дело”. Но для Бога это не “другое дело”. В Его глазах наши собственные грехи не менее заслуживают осуждения, чем грехи других людей. Не только на грехах других людей, но и на наших грехах тяготеет гнев Божий. Это горькая истина, перед лицом которой нас ставит как слово Божие, так и наша собственная совесть. Минутку - может возразить читатель - но ведь грехи-то разные бывают. В псалме речь шла о каких-то убийцах вдов и сирот, о страшных, кровавых злодеях. Я никого не убивал; конечно, и я грешен, но мои грехи несоизмеримы с теми злодеяниями, о которых там шла речь. Но святость Бога не означает, что Его безусловное отвержение тяготеет только на каких-то особенно тяжких проявлениях зла. Нигде в Писании мы не найдем утверждения, что “Бог отвергает только особо тяжкие преступления, а вот на грехи обычных людей Он смотрит сквозь пальцы”. Напротив, о Царстве Божием говорится, что
Бог не требует, чтобы мы были “не очень грязными”. Бог требует, чтобы мы были абсолютно чистыми. Рассмотрим это подробнее. На какой моральный компромисс надо пойти, чтобы утратить нравственную чистоту? На любой. Чуть-чуть грязный - это уже не чистый. Бог, согласный принять, оправдать или хотя бы проигнорировать “маленькое” беззаконие, это уже не Бог. Не только грандиозные зверства, но и любой вообще грех есть отрицание благости Творца. Вопрос “где был Бог, когда злодеи совершали свои преступления”, правильнее поставить чуть по-другому - где был Бог при всех моих мелких актах лжи, жестокости и эгоизма? Как мог Он попустить мне сделать то, что я сделал? Я это делал, и Он молчал - не свидетельство ли это того, что Он не против? Как говорит Писание:
Любой грех неизбежно будет осужден. Но разве Бог не может просто взять и отменить возмездие за грех? Ответ, который Писание дает на это возражение - «нет, не может». Есть вещи, которых Бог не может. Для Него нет физической невозможности - Он может создавать миры, творить чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует нравственная невозможность - Бог, например, Бог не может поступить неправосудно (Быт. 18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2 Тим. 2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, - мы имеем в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех - не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу Своей нравственной святости. Ибо Он
так что
Всевластие Бога не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных деспотов вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов вольны, а жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить от наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого. Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал - мы можем ни секунды не сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово. Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности этого возмездия. Если бы все, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение, но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы - грешники. Мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение неизбежно. Относительно несложно согласиться, что Бог отвергнет каких-нибудь страшных злодеев, отморозков, про которых и читать страшно. Труднее принять, что “обычные” люди - как я или Вы - находятся в опасности быть осужденными. Но эта опасность совершенно реальна. В самом деле, неизбежно настанет момент, когда мы встанем перед Богом. И что же мы ожидаем услышать? Что Бог был не против тех гадостей, которые мы делали? Что у Него нет никаких возражений? Слово Божие ставит нас перед лицом плохой, сокрушительно плохой вести, но мы должны ее услышать - иначе нам не услышать Благой Вести. Мы виновны и осуждены в очах святого Бога; Писание говорит об этом очень ясно:
Нам нечего сказать, когда закон Божий обвиняет нас в грехе - мы согрешили.
Один, проклятый за многих, многие, благословенные ради Одного.
Благая Весть очень проста. Настолько проста, что ее невозможно не понять. Апостол Павел выражает ее такими словами:
Господь Иисус говорит о Себе:
Благая Весть состоит в том, что за наши грехи умер Невиновный. Один Человек понес на Себе проклятие всех грешников:
Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские времена под "браком" понимались прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.
Наше осуждение, отвержение и проклятие полностью исчерпаны крестной жертвой Христа; наше оправдание на суде Божием обретено Его праведностью. Может показаться непонятным, как праведность Христа оправдывает верующих, и я попробую объяснить это на примерах. Я, например, могу сказать “мы выиграли войну с нацизмом”, хотя лично я не воевал (меня на свете не было), воевали мои деды; но, как гражданин страны я разделяю эту победу и могу, в определенном смысле, говорить о ней как о своей: “мы победили”. В традиционном обществе наследник славного рода пользуется почетом и уважением еще до того, как заслужит это своими делами - ради славных дел своих предков. Даже на человеческом уровне мы, в определенной степени, несем на себе славные или позорные деяния членов нашей семьи или нашего народа. Становясь христианами, мы присоединяемся к новой семье и новому народу - к народу, главой которого является Иисус Христос. Он приходит, чтобы разделить наш позор и погибель, так, чтобы и мы разделили Его праведность и Его славу. Многих людей пугает мысль о гневе Божием; что же, Писание говорит, что грешникам действительно есть чего опасаться. Не стоит пытаться замалчивать или искажать слово Божие, отрицая реальность гнева Божьего или преуменьшая Его серьезность. Апостолы призывают нас не искать ненадежного убежища в самомообмане, но довериться
Для тех, кто пребывает во Христе, у Бога больше нет гнева:
Это - Благая Весть. Весть о Боге праведном и спасающем. Любое возвещение, замалчивающее гнев Божий по отношению к нравственному злу, было бы возвещением о неправедном Боге, Боге идущем на сомнительные моральные компромиссы. Любое возвещение, замалчивающее, что во Христе верующий избавлен от грядущего гнева, было бы возвещением о Боге неспасающем. Истина Евангелия гораздо утешительней, чем все попытки изображать Бога безгневным. Бог праведен и несомненно осудит всякую неправду. Всякий, верующий во Христа - прощен. |