Христианство и женщина
Почему христианство отводит женщине
такое низкое место? Почему женщины не могут быть, например, священниками? Ответ
на этот вопрос состоит из трех частей. Первая - положение женщины в языческом
мире. Вторая - мирское, научное обоснование разделению полов на
"слабый" и "сильный", и третья - христианское обоснование
этого же явления, а также подчиненного положения женщины.
Существует миф о том, что,
якобы, в языческом мире женщина была чуть ли не боготворима, а зловредные
христианские попы со своей сказкой о грехопадении все испортили. Миф этот
создан эзотериками, а в нашей стране распространился благодаря писателю-фантасту
И. А. Ефремову. Однако если мы закроем "Таис Афинскую" и открем,
например, "Пир" Платона, то мы увидим, что эллины считали любовь
мужчины к женщине низкой, "пошлой", а "небесной",
"высокой" считалась любовь к мальчику.
Подвиг Ахиллеса, который защищал тело влюбленного в него Патрокла,
ценился выше, чем подвиг Алкесты, отдавшей свою жизнь за любимого мужа.
"Кодзики", свод древнейших японских преданий, рассказывает нам, что
первые боги-творцы, Идзанаги и Идзанами, были покараны небесными богами за то,
что при заключении брака женщина заговорила первой - "Потому нехороши были
дети, что женщина первой заговорила. Снова спуститесь и заново скажите".
Согласно индуистским и
буддийским представлениям, родиться женщиной - карма хуже, чем родиться
мужчиной. И множество языческих преданий утверждает примат мужчины над
женщиной, причем примат априорный, без легендарного повествования о беде, в
которую женщина ввергает человечество. Даже почитаемые богини и героини отнюдь
не являлись в глазах язычников средоточием добродетелей. "Ты жаровня, что
гаснет в холод, черная дверь, что не держит ветра и бури, дворец, обвалившийся
на голову герою, слон, растоптавший свою попону (...) Какого супруга ты любила
вечно? Давай перечислю, с кем ты блудила!" - так распекает богиню Иштар
герой Гильгамеш.
Мифы Греции, Индии, Вавилона,
древней Японии страны майя рисуют образы богинь жестоких, коварных, хоть и
прекрасных, но переменчивых. Брюнхильд из "Саги о Вёльсунгах" строит
каверзную ловушку отвергнувшему ее любовь Сигурду, а в другом скандинавском
тексте, "Речи Высокого", есть призыв не доверять женщинам, а жен
хвалить "на костре" - то есть, уже после их смерти. Медб, героиня
эпоса о Кухулине, ссорит двух друзей, Кухулина и Фердиада, а к последнему бою
Кухулина посылает трех ведьм-прорицательниц, которые пророчат герою гибель - и
все опять же из-за того, что ее любовь герой отверг. Вообще, мотив жестокой
мести отвергнутой женщины герою очень распространен.
Языческий миф, связывающий с
женщиной некую великую силу, с ней же связывает и большую опасность. Чем это
обусловлено? Скорее всего тем, что в глазах древних самый удивительный дар
женщины - рождение детей - выглядел своего рода чудом. А ассоциативное
мышление, связывающее подобное с подобным, находило в этом процессе сходство с
тем, как земля ежегодно засевается и плодоносит. То есть, женщина - земля, -
начало благое, приносящее жизнь. Оно же дарует мудрость, что посещает женщину с
годами, власть над силами природы.
Каждая женщина в глазах древних
была наделена некоей неосознанной магической силой, обусловленной двумя вещами:
той властью, которой она обладает над полным желания мужчиной и той загадкой,
которую представляет собой процесс зачатия. В эпосе о Гильгамеше храмовая
блудница, Шахмат, приручает героя Энкиду, дикого человека, отдаваясь ему на
протяжении семи дней. Но земля же принимает в себя мертвых, поглощает животных
и людей, которых сама же и породила. Потому земля связывается и с хтоническим
началом. Женщина - Геката, Хель, Эрешкигаль, Идзанами - повелевает мертвыми.
Древнеяпонский вариант мифа об Орфее повествует, как бог Идзанаги, спустившись
в подземную страну за умершей богиней Идзанами, находит ее лежащей в червях и
производящей на свет восьмерых богов грома. Из-за того, что Идзанаги расторг
свой брак с ней, Идзанами убивает по тысяче человек в день.
Кроме того, женщина через
месячные странным образом связана с луной, а значит, с ночью. Ежемесячное
истечение крови порождает мысли о какой-то скрытой болезни, ране (ведь у мужчин
никаких регулярных кровоизлияний нет). А болезнь или рана в древних культурах
означали нечистоту (кровь сама по себе штука крайне неаппетитная, менструальная
кровь, кроме того, порой сильно пахнет). Кровь же была символом жизни. Кроме
того, в "критические дни" женщина неплодна, что легко было установить
эмпирическим путем. Лишаясь девственности, женщина тоже теряет кровь - еще одна
загадка. Таким образом, женщина связана с луной, ночью, темнотой, регулярной
нечистотой, магическими силами, утратой и восполнением символа жизни (кровь),
землей, а значит - жизнью и смертью. В магическом сознании женщина полна
загадок, нередко - страшных и мрачных. Она связана с силами, дружественными
человеку - и одновременно силами враждебными. Постаревшая, утратившая
привлекательность женщина выглядит хуже, чем постаревший мужчина, характер у
нее портится сильнее.
"Старая женщина"
хеттов - это попросту ведьма: она уже утратила привлекательность, желанность и
плодовитость - словом, все благие способы контроля над мужчиной; остались
только скверные. Она уже не может дать жизнь - но сохраняет свою связь с
демонами луны и ночи, поэтому она так же опасна, как и неприятна на вид.
Мужчина - охотник, воин - как правило, успевает умереть прежде, чем превратится
в окончательную развалину. Старуха - знахарка, повитуха, ведьма - живет дольше
и становится карикатурой на человека. Но одновременно она приобретает и хранит
бесценный опыт, передаваемый дальше. Она пережила своих внуков-мужчин, она
всеобщая и ничья мать, молодым порой кажется, что она существовала всегда и
всегда была старой и сморщенной, слабой, умной и злой. Некоторые кельтские
памятники хранят изображения Шилы-на-Гиг, женщины с лицом скелета, но
гипертрофированно большими грудями, с раздвинутыми ногами и вывернутым наружу
женским естеством, иногда - производящим на свет человека. Вот квинтэссенция
того почтения, которое язычество испытывало по отношению к женщине: желание и
восхищение, смешанные с ужасом перед ее странной властью, презрением к ее
слабости и ненавистью к тому безобразию, которое постигает ее в старости.
Что думают по поводу места
женщины в мире современные светские ученые? Виген Артаваздович Геодакян в 1975
году опубликовал свой доклад "Эволюционная теория пола", где он
рассматривает роль полового разделения и его значение для эволюции. Вот несколько
отрывков из статьи Геодакяна:
"Идея
эволюции включает два непременных противоположных аспекта - сохранения и
изменения. Эволюционирует как система, так и среда, но поскольку среда всегда
больше системы, то она и диктует эволюцию системы. От среды идет деградирующая
информация (мороз, жара, хищники, паразиты), система, чтобы лучше сохраниться,
должна быть "подальше" (в информационном смысле) от среды, т. е.
устойчивой, стабильной. Но от среды же идет и полезная информация о том, как
нужно меняться, для получения которой системе надо быть "поближе" к
среде, т. е. чувствительной, лабильной. В принципе для системы возможны два
решения этого конфликта: быть на некотором оптимальном "расстоянии"
от среды или разделиться на две сопряженные подсистемы - консервативную и
оперативную, первую "убрать подальше" от среды, чтобы сохранить
имеющуюся информацию, а вторую "приблизить" к среде для получения
новой. Второе решение повышает общую устойчивость системы, поэтому часто
встречается среди эволюционирующих, адаптивных, следящих систем (независимо от
их конкретной природы) - биологических, социальных, технических и т. д. Именно
в этом эволюционная логика дифференциации полов. Бесполые формы
"придерживаются" первого решения, раздельнополые - второго.
Если выделить
два потока информации: генеративный (передача генетической информации от
поколения к поколению, из прошлого в будущее) и экологический (информация от
среды, из настоящего в будущее), - то легко убедиться, что два пола по-разному
участвуют в них. В эволюции пола на разных стадиях и уровнях организации
появился целый ряд механизмов, которые последовательно обеспечивали более
тесную связь женского пола с генеративным (консервативным) потоком, а мужского
- с экологическим (оперативным). Так, у мужского пола по сравнению с женским
выше частота мутаций, меньше аддитивность наследования родительских признаков,
уже норма реакции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое,
рискованное поведение и другие качества, "приближающие к среде".
Все они,
целенаправленно вынося мужской пол на периферию распределения, обеспечивают ему
преимущественное получение экологической информации. Другая группа особенностей
- огромная избыточность мужских гамет, их малые размеры и высокая подвижность,
большая активность и мобильность самцов, их склонность к полигамии и другие
этолого-психологические свойства. Длительные периоды беременности, кормления и
заботы о потомстве у самок, фактически повышая эффективную концентрацию мужских
особей, превращают мужской пол в "избыточный", стало быть,
"дешевый", а женский - в дефицитный и более ценный". В переводе
с русского на русский это означает: разделение полов и пассивная модель
поведения, присущая женскому полу как "консервативной подсистеме" -
как минимум естественно, оптимально для выживания вида (как христианство
относится к эволюционной теории - отдельный вопрос). "Отбор в зонах
дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря
широкой норме реакции женский пол может "выбраться" из этих зон за
счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. в общем - адаптивности.
Для мужского
пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции; только находчивость,
сообразительность, изобретательность могут обеспечить ему выживание в
дискомфортных условиях. Иными словами, женщины приспосабливаются к ситуации,
мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск.
Поэтому мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи
(часто выполняя их вчерне), а женщины лучше доводят решение знакомых задач до
совершенства. Не потому ли они преуспевают в тех видах деятельности, в которых
можно обойтись хорошо отшлифованными навыками, например в работе на конвейере?
Если овладение речью, письмом, любым ремеслом рассмотреть в эволюционном
аспекте, можно выделить фазу поиска (нахождения новых решений), освоения и фазу
закрепления, совершенствования.
Мужское
преимущество в первой фазе и женское во второй выявлено в специальных
исследованиях. Новаторство в любом деле - миссия мужского пола. Мужчины первыми
осваивали все профессии, виды спорта, даже вязание, в котором сейчас монополия
женщин неоспорима, изобрели мужчины (Италия, XIII в.). Роль авангарда
принадлежит мужчинам и в подверженности некоторым болезням и социальным
порокам. Именно мужской пол чаще подвержен "новым" болезням, или, как
их называют, болезням века,; цивилизации, урбанизации - атеросклерозу, раку,
шизофрении, СПИД'у, а также социальным порокам - алкоголизму, курению,
наркомании, азартным играм, преступности и т.д."
Теперь о христианском взгляде на "половой вопрос".
Долгое время в христианстве наблюдался некий дуализм: с одной стороны,
почитание Богородицы, "честнейшей херувимов", установившееся еще в
древности; с другой - взгляд на женщину как на "сосуд греха"
(присущий преимущественно мужчинам-монахам). Диакон А. Кураев замечает, правда,
что если бы до нас дошли наставления, давамые игуменьями юным послушницам, мы
бы тоже узнали, что мужчины такие и сякие, но в любом случае они до нас не
дошли, так что сосредоточимся на дуализме: почитание Богородицы и презрение ко
всем остальным женщинам нередко уживалось в "одной голове".
Но, как мы видим, презрение к
женщине не было изобретением христианства. Просто, приходя в Церковь, люди,
получившие эллинистическое воспитание, приносили туда и свои социальные
взгляды. Существует расхожий миф о том, что на Первом Вселенском Соборе решался
вопрос - есть ли у женщин душа, и якобы решен он был в пользу женщин только
перевесом в один голос. Ну что ж, если такой вопрос и поднимался, то лишь
потому что его нужно было поднимать - ибо мысль Средиземноморья пребывала под
влиянием Аристотеля, утверждавшего, что "души разумной" у женщин нет.
А вот Апостол Павел высказался
по этому вопросу совершенно ясно: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба,
ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе
Иисусе" (К Галатам 3:28) - таким образом, Собор утвердил только то, что в
христианстве уже было. Долгое время в Церкви шла внутренняя борьба между
провозглашенным Апостолами равенством во Христе и унаследованными от язычества
представлениями об умственной и душевной неполноценности женщин. Но, прославляя
святых женщин - монахинь, мучениц, мирянок праведной жизни, жен, матерей и
девственниц - Церковь возводила достоинство женщины на все более высокие
ступени, и голоса женоненавистников звучали все тише и тише.
Ни одна из самых попурярных
богинь и героинь язычества не удостаивалась такого искреннего и восторженного
почитания, как Дева Мария. Богоматерь - одновременно и Mater Ecclesiae, Матерь Церкви,
мать всех христиан. И в лучах Ее славы на протяжении двух тысяч лет загораются
все новые и новые звезды - женщины, прославленные христианской Церковью. В этом
почитании Марии и святых женщин нет ничего общего с боязливым преклонением
перед "темной стороной Силы", которое испытывал перед женщиной
языческий мир. Почтение к святому - в первую очередь почтение к человеку,
который многократно превосходит тебя нравственно. Склоняясь перед святой, любой
женоненавистник вынужден признать ее превосходство, ибо она уже прославлена
Господом, а он - нет.
Церковь смиряет мужскую гордыню, основанную нередко на голом
сознании своего физического превосходства, а значит - на пустом месте. Но
Церковь смиряет и женскую гордыню, основанную на сознании своей власти над плотскими
страстями мужчины и на использовании этой власти. Сестры, давайте будем честны
перед собой: ратуя за равенство полов, мы на самом деле желаем владычества.
Сама лексика нашего флирта обвиняет нас: если в устах мужчины "завоевать
женщину" означает "в борьбе с другими мужчинами", то в наших
устах "покорить" мужчину, "очаровать" его - значит
манипулировать им, используя его сексуальное влечение. Библейское предание
гласит, что женщина пала, возжелав власти.
Именно в силу этой причины в Церкви женщина от власти отлучена.
"Жена в церкви да молчит" - сказано у Апостола. Но, кроме этого
отлучения от духовной власти, женщина никоим образом не "поражена в
правах". Нигде не сказано, что жена должна молчать вне Церкви. Ниде не
сказано, что ей запрещено благовествовать, что ей закрыто пророческое служение.
Нигде не сказано, что мужчина должен иметь над женщиной право жизни и смерти,
отнимать ее имущество, лишать работы.
Требование же отлучить женщину
от духовной власти я нахожу справедливым даже не столько на основании доверия
Библии, сколько на основании собственного опыта: увы, женщина склонна
полученной духовной властью злоупотреблять. Есть средневековый анекдот о том,
как насельницы одного монастыря попросили у епископа разрешения исповедовать
друг друга. Епископ дал разрешение с одним условием: он оставит игуменье ларец,
который должно не отпирать в течение месяца. Если женщины выдержат испытание,
они получат разрешение на исповедь. Итак, епископ оставил ларец и ключ и уехал
- и игуменья тут же бросилась к ларцу, раздираемая любопытством. Она открыла
ларец, оттуда выпорхнула птичка и улетела.
В этом анекдоте есть рацио: женщины в основном охочи до чужих
тайн. Священник же в силу своего призвания отпускать грехи часто соприкасается
с самыми мрачными и грязными тайнами человеческой души. Как следует подумайте
об этом: кто бы ни встал перед ним на колени с покаянием, в какой бы мерзости
ни сознался - священник обязан отпустить ему грехи, не осудив его ни словом, и
сохранить все в тайне.
Я не говорю, что все женщины на это в принципе неспособны - я
говорю, что это великое бремя, и я рада, что от этого бремени избавлена. Иногда
нам говорят – так или иначе, Библия говорит о том, чтобы женщина подчинялась
мужчине. Но дело в том, что на мужчину Церковь накладывает еще более тяжелое
обязательство: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и
предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо
подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих
жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (К Ефесянам
5:25-28). Христианство обязывает мужчину быть отчасти священником -
"потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же
Спаситель тела" (К Ефесянам 5:23) - отчасти рыцарем, обязывая его
"предать себя за нее" - то есть, пойти на смерть, если это нужно.
24 Сентября 2002
Дополнение Сергея Худиева:
На самом деле феминизм,
воинственное требование "равноправия" бьет именно по женщинам.
Несколько лет назад я читал в каком-то переводном издании (вроде Ридерз
Дайджест, но точно не помню) об одном недавнем кораблекрушении, когда мужчины
вышвыривали женщин из шлюпок, чтобы занять их места. Автор публикации с горечью
сравнивал их поведение с тем, как мужчины вели себя при крушении
"Титаника" в начале века - тогда они, за редкими позорными
исключениями, уступали места женщинам. Это закономерный результат феминисткого
уравнивания - хотите "равноправия" - извольте на равных драться за
место в шлюпке. Это Вам не викторианское мракобесие времен
"Титаника"...
Когда мужчина уступает женщине
место в метро, берется выполнять за нее тяжелую или опасную работу, помогает ей
нести тяжелые сумки, с терпением относится к тому, что в некоторые дни она
раздражительна или быстро устает, просто не бьет ее в ситуации, когда другого
мужчину он бы ударил - он следует традиционной покровительственной морали,
традиционному разделению половых ролей.
А уравнивание - когда женщине
приходится драться "на равных" с заведомо более тяжелыми и
агрессивными самцами, которых феминисткая же идеология и освободила от
патриархальных, ("совково-клерикальных", как Марина Арбатова говорит)
заморочек на тему, что мол, настоящий мужчина никогда не ударит женщину.
Когда ей приходится мириться и
с тем, что мужчина ускачет от нее к более молодой и привлекательной женщине,
потому как имеет право распоряжаться своей жизнью, а слова долг нет в словаре
феминисткой эпохи.
Результат феминизма -
Эмансипированная Женщина встречает Эмансипированного Мужчину и он выкидывает ее
из шлюпки.