Ссылки по теме:
Вопросы о рае и аде
|
|
В этой статье мне хотелось бы рассмотреть проблемы, связанные
с проповедью универсализма – богословского учения, согласно которому
все люди (или даже все вообще сотворенные существа) в конечном
итоге будут спасены. Многие мои знакомые, люди, которых я очень
люблю и уважаю, придерживаются универсалистских взглядов. Я не
хотел бы здесь вступать в полемику с ними или, тем более критиковать
их, но хотел бы обратить внимание на некоторые последствия, к которым
может привести проповедь универсалистских представлений.
Универсализм, как учение о всеобщем спасении, может существовать
в двух, резко отличных друг от друга формах. Я условно обозначу
их как «высокий» и «низкий» универсализм. Высокий универсализм
не стремится игнорировать святость Бога и серьезность греха и его
последствий. Вечная гибель рассматривается как вполне реальная
угроза; ад существует, но, в конечном итоге, Христос, который принес
Свою искупительную жертву за всех людей(1 Ин.2:2, Рим.5:18 и т.д.)
достигнет спасения всех (Ин.6:37), даже если многих придется выводить
из самого ада (1 Петра 3:19-20). Таких взглядов придерживаются
многие верные христиане, и придерживаются во многом потому, что
воспринимают вечную погибель вполне серьезно – так, что не могут
перенести мысль о том, что она действительно постигнет кого-то
из их ближних. Конечно, такие взгляды можно оспорить – Писание
содержит предельно ясные предостережения о вечном осуждении (Мф.25:41;
Откр. 14:11), но здесь я хотел бы поговорить о том, какие плоды
приносит проповедь универсалистских взглядов, когда она проникает
в среду простых прихожан, захожан и просто интересующихся христианством
людей.
По мере того, как универсализм распостраняется вширь, он принимает
вид, который я условно назвал «низким универсализмом»: все попадут
в Рай, ада не существует, Божий гнев по отношению к греху, суд
и проклятие – средневековые предрассудки. Конечно, это грубое искажение
взглядов «высоких универсалистов»; но, боюсь, что такое искажение
совершенно неотвратимо. По мере того, как универсалистские представления
принимаются все большим числом людей, срабатывает эффект «испорченного
телефона» и склонность людей слышать только то, что они хотят слышать.
Я не думаю, что этого можно избежать. Самый заметный плод, который
приносит «низкий универсализм» – это утрата чувства ответственности
за себя и своих ближних. Если противление Богу не может привести
ни к каким необратимо ужасным последствиям, то не стоит заботится
о том, чтобы быть послушным Ему. Приведу пример из моего личного
опыта. Как-то я беседовал с человеком, который, считая себя христианином,
настаивал на своем праве вести явно безнравственный образ жизни.
На осторожное напоминание о том, что «поступающие так царства Божия
не наследуют» он с негодованием отвечал, что нельзя считать Бога
каким-то инквизитором, Который ввергает людей в огонь неугасимый
из-за того, что они не укладываются в узкие рамки церковной морали.
Бог есть любовь, никакого ада нет, все спасутся. Это яркий, но,
увы, не единственный пример того, как универсалисткие взгляды обращаются
в повод ко греху.
Конечно, сторонники «высокого универсализма» ни в коем случае
не хотят этого; но, боюсь, хотят они этого или не хотят, происходит
именно это. Проповедь всеобщего спасения неизбежно воспринимается
как проповедь спасения без покаяния и веры. Пророки, апостолы и
сам Господь Иисус прилагали все усилия к тому, чтобы разрушить
ложное чувство безопасности людей, упорствующих в неверии и нераскаянии
(например, Лк.13:3); универсализм, напротив, способен усыпить встревоженную
совесть. В «низком универсализме» также утрачивается представление
о нравственой святости Бога. Грех не имеет ужасных последствий;
значит, он и не ужасен. Бог не требует чистоты и верности; во всяком
случае, Он не преследует нечистоту и неверность. Недавно в одном
христианском журнале я прочел об одной женщине, которая увлекалась
оккультизмом и восточным мистицизмом. «Уверовав во Христа, она
не стала огульно отвергать приобретенные знания»; автор статьи
выражает сожаление, что ее подход не находит понимания у православных
священников. Ни Библии, ни истории Церкви неизвестна такая вера
во Христа, которая не предполагает разрыва с оккультизмом (Деян.19:19).
Конечно, человеку, привыкшему находить поддержку, утешение и сознание
своей значимости в оккультизме и восточном мистицизме, будет больно
порвать со всем этим, чтобы обрести все необходимое во Христе;
но слово Божие ясно требует этого (Вт.18:9-13; 1 Кор.10:20). Покаяние,
разрыв с грехом может оказаться весьма болезненным; это может быть
не легче, чем отсечь себе руку (Мф.5:30); однако другого способа
войти в жизнь Господь не предлагает. Откуда же возникло такого
рода христианство, которое совершенно не предполагает послушание
заповедям Божиим? Разумеется, христиане всегда грешили, но трудно
припомнить, чтобы они когда-нибудь претендовали на то, что имеют
право грешить. Боюсь, что существует связь между таким положением
дел и проповедью всеобщего спасения.
Универсалистские представления подводят человека к мысли, что
нет никакой геенны, и ему совершенно незачем причинять себе неудобства,
идя на решительный разрыв с грехом. Конечно, приверженцы «высокого
универсализма» ни в коем случае не хотят поощрять людей к греху;
я уверен, что большинство из них искренне опечалены случаями, подобными
тем, которые я описал выше. Однако я уверен, что эти случаи, и,
более того, общая тенденция, которая стоит за ними, побуждают задуматься:
не лучше ли придерживаться Слова Божия и традиции вселенской Церкви
- утешать и ободрять тех, кто кается и верует, и, вместе с тем,
предостерегать тех, кто упорствует в неверии и непослушании Богу?
Конечно, мне могут сказать, что христианин должен повиноваться
и служить Богу из любви, благодарности и личной преданности, а
не по страху геенны. Я с эти полностью согласен; именно этому,
насколько я понимаю, и учит Писание (Ин.14:15). Однако мне доводилось
беседовать с людьми, которые искренне не понимали, каким образом
их оккультные увлечения или супружеская неверность мешали любви
к Богу. Для человека, который не знает (и знать не желает) чем
грозил ему грех и какой ценой обретено его спасение, «любовь к
Богу» - это сладкая мечтательность, которая никак не отражается
на поведении. «Высокий универсализм» относится к искупительной
жертве Христа с должным благоговением; он вдохновляется, в частности
тем, что смерть Христа за всех людей не может быть тщетной.
В низком универсализме утрачивается сознание святости Бога, серьезности
греха и его последствий – и, в результате, возникает непонимание
личности и служения Христа. «Низкому универсалисту» не грозит погибель
– поэтому он и не нуждается в Спасителе, не испытывает ужаса перед
грехом и благодарности за искупление. Личная приверженность Христу
становится в этом случае настолько слабой, что, наверное, не стоит
удивляться тому, с какой неприличной поспешностью некоторые христиане
готовы отказаться от фундаментальных истин христианской веры из
опасения показаться недостаточно экуменичными и открытыми к диалогу.
Возможно, с этим связано и определенное восприятие экуменизма
– не как стремления всех верных к единству во Христе, а как духовной
всеядности, стремления попробовать «духовных лакомств» со всех
религиозных столов. Я вполне уверен, что «высокие универсалисты»
– преданные христиане, которые ни в коем случае не хотят склонить
людей к греху или вероотступничеству. Я не вступаю с ними в собственно
богословскую полемику. Я просто хотел бы побудить людей задуматься
о практических последствиях проповеди такого учения.
Сергей Худиев
Христианская Библиотека
Христианcкая
Апологетика
Другие
материалы по апологетике
Напишите
нам
|