Христос – Искупитель в Священном Писании

 

Говоря об Искуплении, мы должны начинать с Ветхого Завета, ибо это учение пронизывает всю Библию от Бытия до Откровения. Не будет преувеличением назвать его одним из центральных учений Библии вообще. В Ветхом Завете для описания искупления используется еврейское слово, буквально означающее «покрывать». Искупление покрывало грехи человека и избавляло его от наказания.  В качестве прообраза искупительной Жертвы Христа Бог установил жертвоприношения животных, о чем очень подробно говорится в книгах Исход и Левит, мы приведем всего несколько примеров:

 

то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола [без порока] во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех; и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;  (Числа 15:24-25)

 

А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока, и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех; (Левит 4:22-24)

 

Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.  (Левит 5:5-6)

 

Принесение жертвы поставляется здесь условием прощения и восстановления отношений с Богом.  Само это выражение «жертва за грех» встречается в Библии более 120 раз.

 

Писание оговаривает, что жертва должна быть «без порока»:

 

Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания;   (Левит 1:3-5)

 

Автор новозаветного  послания к Евреям подытоживает ветхозаветный опыт словами:

 

Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития  крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)

 

 

Ветхий Завет также содержит пророчество о Праведнике, который Сам станет Жертвой Умилостивления для спасения грешников.

 

  Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.  Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.  От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.  (Исаия 53)

 

В Новом Завете сам Иисус говорит о Себе, как о Жертве, приносимой для искупления многих:

 

 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.  (От Марка 10:45)

 

Об этом же Господь говорит и на Тайной Вечери:

 

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,  ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.  (От Матфея 26:26-28), см. также Мк.14:22-24, Лк.22:19-21)

 

Иисус относит пророчество Исайи  о Праведнике, который «за преступления народа Моего претерпел казнь» к Самому Себе:

 

ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен [см.Ис.53:12] Ибо то, что о Мне, приходит к концу.  (От Луки 22:37)

 

Иисус настойчиво указывает Своим ученикам на то, что Ему надлежит пострадать и умереть:

 

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.  (От Матфея 16:21)

 

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.  (От Матфея 17:22-23)

 

и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (От Матфея 20:20)

 

См.также Мк.8:31, 9:31, 10:34, Лк 9:22,  18:33.

 

«На час сей я пришел» Иисус говорит о часе своей смерти:

 

  Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.  (От Иоанна 12:27)

 

Он также увязывает дарование верующим вечной жизни со своей смертью:

 

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.  (От Иоанна 6:51)

 

То, что Он, Иисус - Пастырь добрый, проявляется в Его смерти за овец:

 

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.  А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.  (От Иоанна 10:11-18)

 

 

 

В согласии со словами самого Иисуса Апостолы проповедуют:

 

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.  (1 Петра 2:24)

 

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом  (1 Петра 3:18)

 

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.  (1 Иоанна 2:2)

 

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.  (1 Иоанна 3:5)

 

Послание к Евреям (к которому мы еще неоднократно вернемся) говорит:

 

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,  (К Евреям 1:3)

 

В Откровении Иоанна Богослова мы читаем:

 

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.  (Откровение 1:4-6)

 

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.  (Откровение 1:17-18)

 

Апостол Павел также свидетельствует об Иисусе,

 

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

 (К Римлянам 4:25)

 

Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего

 (К Галатам 1:4)

 

Евангелие, которое он возвещает, опирается на единодушное свидетельство Апостолов и «более, нежели пятисот братий», причем большая часть этих свидетелей воскресения была в живых на момент написания послания.

 

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,  и что явился Кифе, потом двенадцати;  потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;  потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.  (1 Коринфянам 15:1-9)

 

Моисей и Исайя, Петр и Иоанн, Марк и Матфей, Лука и Иоанн - все они говорят о Жертве, которую надлежит принести, чтобы изгладить человеческие грехи. Ветхозаветные священнописатели - о грядущей, прообраз которой указан в храмовых жертвоприношениях,  новозаветные - о уже совершившейся.

Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские времена под "браком" понимались прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.

Можно и дальше исследовать Писание, но сам вопрос - опирается ли Церковное учение об Искуплении на Писание - уже достаточно ясен, и теперь мы можем рассмотреть главное возражение, которые нехристианские авторы выдвигают против учения об Искуплении. Искупление, якобы, излишне, так как Бог и помимо Искупления властен прощать грехи. Например, один из мусульман, с которым мне доводилось беседовать на эту тему, сформулировал это возражение так:

 

по Вашему, Бог  вершит правосудие таким образом, что отдает злодеям невиновного с одной только целью - дать Самому Себе право прощать Своим рабам их грехи! Без казни невиновного Он этого, получается, сделать не может?

 

Ответ, который Писание дает на это возражение - «нет, не может». Есть вещи, которых Бог не может. Для Него нет физической невозможности - Он может создавать миры, творить чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует нравственная невозможность - Бог, например, Бог не может поступить неправосудно (Быт. 18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2 Тим. 2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, - мы имеем в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех - не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу Своей нравственной святости. Ибо Он

 

Возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс. 44:8),

 

так что

 

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом (Притч. 17:15).

 

Всевластие Бога не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных деспотов вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов вольны, а жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить от наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого.  Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал - мы можем ни секунды не сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово. Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности этого возмездия. Если бы все, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение, но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы - грешники. Мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение неизбежно.

Но Писание говорит и о любви Бога к неблагодарным и злым грешникам; и удивительная весть Евангелия состоит в том, что Бог не отвернулся от нас ради правды и не отвернулся от правды ради нас, но даровал грешникам спасение в величайшем акте справедливости и милосердия - смерти Христа за наши грехи.

Есть хороший пример, иллюстрируюший нравственную необходимость Искупления. Это реально произошедшая история - ее рассказал офицер, служивший в прошлом веке на Кавказе, и она приводится в одном комментарии на послание к Римлянам. В одном горном селении случилась сильная нехватка продовольствия. Некие люди стали красть пищу из общих запасов. Чтобы пресечь воровство, местный князь пообещал, что всякий, кто попадется, получит 50 плетей. Через какое-то время вор попался - и это была престарелая мать князя. Князь не мог отменить свое постановление - он навсегда бы потерял уважение соплеменников, как человек пристрастный и несправедливый, а все его повеления потеряли бы всякое значение. Он нашел мудрое решение - да, воровка должна получить свои 50 плетей, но как сын он имеет право закрыть мать собой. Все удары пришлись по нему. Люди убедились, что князь - безупречно справедливый человек и любящий, почтительный сын.

 

Мог ли он не подставлять себя под удары, а просто взять и отменить наказание? Мог, но он этого не сделал - потому, что он был справедливый человек.

Так крест Христов утверждает и праведный суд Божий по отношению к греху и Его бесконечную милость по отношению к грешникам.  Бог, которого мы встречаем во Христе, гораздо более непримирим ко греху и гораздо более милостлив к грешникам, чем мы могли себе представить.

Хотя мы потратили столько места на разъяснения, Искупление вовсе не является сложной и запутанной богословской доктриной. Апостольское возвещение «Христос умер за грехи наши» может быть понято и принято самым простым и неученым человеком. Для этого не нужно богословское образование или глубокий интеллект. Для этого нужна пробудившаяся, встревоженная совесть - совесть, признающая, что грех действительно достоин осуждения. Все, наверное, встречались со случаями удивительного нечуствия совести, когда человек совершает самые скверные и ужасные вещи, и не только не смущается при этом, но и искренне удивляется, когда кто-то другой тут приходит в ужас. «А что, собственно, такого? Все так делают».  Когда Бог разрушает это окаменение, человек  содрогается от тяжести своего греха и трепещет перед грядущим судом - тогда благая весть о том, что может обрести прощение потому, что за него умер Невиновный, становится ему понятна без долгих объяснений. Пушкин, в стихотворении, написанном по мотивам книги Джона Беньяна «Путь паломника» описывает это пробуждение совести:

 

Внезапным бременем подавлен и согбен

Как тот, кто на суде в убийстве уличен

 

 Человек, почитающий грех чем-то незначительным и несерьезным, не поймет, зачем вообще умер Христос; недостаточная чуствительность к греху - главная причина неверия в Искупление. Конечно, мы должны терпеливо объяснять людям учение об Искуплении и отвечать на их возражения; но более всего мы должны молиться, чтобы Святой Дух сокрушил их сердце и пробудил их совесть.

 

Библейское свидетельство об Искуплении ставит нас перед лицом еще одной  тайны. Дело в том, что о Жертве Христа говорится, как о Жертве со стороны Бога.

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 

(От Иоанна 3:16)

 

Именно любовь Бога проявилась в смерти Христа за наши грехи.

 

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

 (К Римлянам 5:6-8)

 

 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.  (1 Иоанна 3:16)

 

Эти слова Писания вызывают законный вопрос - как смерть человека Иисуса может быть жертвой со стороны Бога, проявлением Его любви? Если Бог просто послал на смерть человека Иисуса, то почему Апостолы с таким изумлением говорят о Божьей любви, которая проявилась в этом событии? Ответ на этот вопрос - в свидетельстве Апостолов о Боговоплощении.

 

О Боговоплощении

На главную страницу

Еще об Искуплении

 

Hosted by uCoz