Христос – Искупитель в Священном Писании
Говоря об
Искуплении, мы должны начинать с Ветхого Завета, ибо это учение пронизывает всю
Библию от Бытия до Откровения. Не будет преувеличением назвать его одним из
центральных учений Библии вообще. В Ветхом Завете для описания искупления
используется еврейское слово, буквально означающее «покрывать». Искупление
покрывало грехи человека и избавляло его от наказания. В качестве прообраза искупительной Жертвы
Христа Бог установил жертвоприношения животных, о чем очень подробно говорится
в книгах Исход и Левит, мы приведем всего несколько примеров:
то, если по
недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого
вола [без порока] во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным
приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех; и
очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это
была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех
свой пред Господом, за свою ошибку;
(Числа 15:24-25)
А если согрешит
начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога
своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им
грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока, и
возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются
всесожжения пред Господом: это жертва за грех; (Левит 4:22-24)
Если он виновен
в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет
Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота,
овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Левит 5:5-6)
Принесение жертвы поставляется здесь
условием прощения и восстановления отношений с Богом. Само это выражение «жертва за грех» встречается в Библии более
120 раз.
Писание оговаривает, что жертва должна
быть «без порока»:
Если жертва его
есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без
порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему
благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения -
и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред
Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со
всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; (Левит 1:3-5)
Автор новозаветного послания к Евреям подытоживает ветхозаветный
опыт словами:
Да и все почти
по закону очищается кровью, и без пролития
крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)
Ветхий Завет
также содержит пророчество о Праведнике, который Сам станет Жертвой
Умилостивления для спасения грешников.
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни
вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы
нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший
болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что
ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали,
что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали,
как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи
всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как
овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так
Он не отверзал уст Своих. От уз и суда
Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за
преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но
Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его
принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет
смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает
многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к
злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников
сделался ходатаем. (Исаия 53)
В Новом Завете сам Иисус говорит о Себе,
как о Жертве, приносимой для искупления многих:
Ибо и Сын Человеческий не для
того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для
искупления многих. (От Марка 10:45)
Об этом же Господь говорит и на Тайной
Вечери:
И когда они
ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и
сказал: пейте из нее все, ибо сие есть
Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (От Матфея 26:26-28), см. также Мк.14:22-24,
Лк.22:19-21)
Иисус относит пророчество Исайи о Праведнике, который «за преступления
народа Моего претерпел казнь» к Самому Себе:
ибо сказываю
вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен [см.Ис.53:12] Ибо то, что о Мне,
приходит к концу. (От Луки 22:37)
Иисус настойчиво указывает Своим ученикам
на то, что Ему надлежит пострадать и умереть:
С того времени
Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать
от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день
воскреснуть. (От Матфея 16:21)
Во время
пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки
человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма
опечалились. (От Матфея 17:22-23)
и предадут Его
язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (От
Матфея 20:20)
См.также Мк.8:31, 9:31, 10:34, Лк
9:22, 18:33.
«На час сей я пришел» Иисус говорит о
часе своей смерти:
Душа Моя теперь
возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я
и пришел. (От Иоанна 12:27)
Он также увязывает дарование верующим
вечной жизни со своей смертью:
Я хлеб живый,
сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть
Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(От Иоанна 6:51)
То, что Он, Иисус - Пастырь добрый,
проявляется в Его смерти за овец:
Я есмь пастырь
добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь,
которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и
волк расхищает овец, и разгоняет их. А
наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и
знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь
Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех
надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один
Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть
имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. (От Иоанна 10:11-18)
В согласии со словами самого Иисуса
Апостолы проповедуют:
Он грехи наши Сам
вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды:
ранами Его вы исцелились. (1 Петра
2:24)
потому что и
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник
за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1 Петра 3:18)
Он есть
умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего
мира. (1 Иоанна 2:2)
И вы знаете,
что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. (1 Иоанна 3:5)
Послание к Евреям (к которому мы еще
неоднократно вернемся) говорит:
Сей, будучи
сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою
очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, (К Евреям 1:3)
В Откровении Иоанна Богослова мы читаем:
Иоанн семи
церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и
грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа,
Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему,
возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас
царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков,
аминь. (Откровение 1:4-6)
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.
И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и
Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи
ада и смерти. (Откровение 1:17-18)
Апостол Павел также свидетельствует об
Иисусе,
Который предан
за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
(К Римлянам 4:25)
Который отдал
Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по
воле Бога и Отца нашего
(К Галатам 1:4)
Евангелие, которое он возвещает, опирается
на единодушное свидетельство Апостолов и «более, нежели пятисот братий», причем
большая часть этих свидетелей воскресения была в живых на момент написания
послания.
Напоминаю вам,
братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в
котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так,
как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально
преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по
Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в
одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а
после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и
недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. (1 Коринфянам 15:1-9)
Моисей и Исайя,
Петр и Иоанн, Марк и Матфей, Лука и Иоанн - все они говорят о Жертве, которую
надлежит принести, чтобы изгладить человеческие грехи. Ветхозаветные
священнописатели - о грядущей, прообраз которой указан в храмовых
жертвоприношениях, новозаветные - о уже
совершившейся.
Именно через эту
Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение,
последующая жизнь в вере, послушании и
общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1
Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение
и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам,
которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах.
Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших
отношений с Богом. (В библейские времена под "браком" понимались
прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран
муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги
жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем
самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же,
выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее
супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар,
платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой
ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и
Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю».
Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы
обретаем принесенные Им вечные блага.
Можно и дальше
исследовать Писание, но сам вопрос - опирается ли Церковное учение об
Искуплении на Писание - уже достаточно ясен, и теперь мы можем рассмотреть
главное возражение, которые нехристианские авторы выдвигают против учения об
Искуплении. Искупление, якобы, излишне, так как Бог и помимо Искупления властен
прощать грехи. Например, один из мусульман, с которым мне доводилось беседовать
на эту тему, сформулировал это возражение так:
по Вашему, Бог вершит правосудие таким образом, что отдает злодеям невиновного
с одной только целью - дать Самому Себе право прощать Своим рабам их грехи! Без
казни невиновного Он этого, получается, сделать не может?
Ответ, который
Писание дает на это возражение - «нет, не может». Есть вещи, которых Бог не
может. Для Него нет физической невозможности - Он может создавать миры, творить
чудеса и вообще делать все, что пожелает. Но для Бога существует нравственная
невозможность - Бог, например, Бог не может поступить неправосудно (Быт.
18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2 Тим.
2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы
не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, - мы имеем в
виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни
проигнорировать грех - не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу
Своей нравственной святости. Ибо Он
Возлюбил правду
и возненавидел беззаконие (Пс. 44:8),
так что
Оправдывающий
нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом (Притч.
17:15).
Всевластие Бога
не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных деспотов
вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов вольны, а
жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить от
наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не
так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и
нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого. Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не
обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал - мы можем ни секунды не
сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово.
Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности
этого возмездия. Если бы все, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и
справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение,
но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы - грешники. Мы не таковы,
какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение
неизбежно.
Но Писание
говорит и о любви Бога к неблагодарным и злым грешникам; и удивительная весть
Евангелия состоит в том, что Бог не отвернулся от нас ради правды и не
отвернулся от правды ради нас, но даровал грешникам спасение в величайшем акте
справедливости и милосердия - смерти Христа за наши грехи.
Есть хороший пример,
иллюстрируюший нравственную необходимость Искупления. Это реально произошедшая
история - ее рассказал офицер, служивший в прошлом веке на Кавказе, и она
приводится в одном комментарии на послание к Римлянам. В одном горном селении
случилась сильная нехватка продовольствия. Некие люди стали красть пищу из
общих запасов. Чтобы пресечь воровство, местный князь пообещал, что всякий, кто
попадется, получит 50 плетей. Через какое-то время вор попался - и это была
престарелая мать князя. Князь не мог отменить свое постановление - он навсегда
бы потерял уважение соплеменников, как человек пристрастный и несправедливый, а
все его повеления потеряли бы всякое значение. Он нашел мудрое решение - да,
воровка должна получить свои 50 плетей, но как сын он имеет право закрыть мать
собой. Все удары пришлись по нему. Люди убедились, что князь - безупречно
справедливый человек и любящий, почтительный сын.
Мог ли он не
подставлять себя под удары, а просто взять и отменить наказание? Мог, но он
этого не сделал - потому, что он был справедливый человек.
Так крест Христов
утверждает и праведный суд Божий по отношению к греху и Его бесконечную милость
по отношению к грешникам. Бог, которого
мы встречаем во Христе, гораздо более непримирим ко греху и гораздо более милостлив
к грешникам, чем мы могли себе представить.
Хотя мы потратили
столько места на разъяснения, Искупление вовсе не является сложной и запутанной
богословской доктриной. Апостольское возвещение «Христос умер за грехи наши» может
быть понято и принято самым простым и неученым человеком. Для этого не нужно
богословское образование или глубокий интеллект. Для этого нужна пробудившаяся,
встревоженная совесть - совесть, признающая, что грех действительно достоин
осуждения. Все, наверное, встречались со случаями удивительного нечуствия
совести, когда человек совершает самые скверные и ужасные вещи, и не только не
смущается при этом, но и искренне удивляется, когда кто-то другой тут приходит
в ужас. «А что, собственно, такого? Все так делают». Когда Бог разрушает это окаменение, человек содрогается от тяжести своего греха и
трепещет перед грядущим судом - тогда благая весть о том, что может обрести
прощение потому, что за него умер Невиновный, становится ему понятна без долгих
объяснений. Пушкин, в стихотворении, написанном по мотивам книги Джона Беньяна
«Путь паломника» описывает это пробуждение совести:
Внезапным
бременем подавлен и согбен
Как тот, кто на
суде в убийстве уличен
Человек, почитающий грех чем-то незначительным и несерьезным, не
поймет, зачем вообще умер Христос; недостаточная чуствительность к греху -
главная причина неверия в Искупление. Конечно, мы должны терпеливо объяснять
людям учение об Искуплении и отвечать на их возражения; но более всего мы
должны молиться, чтобы Святой Дух сокрушил их сердце и пробудил их совесть.
Библейское
свидетельство об Искуплении ставит нас перед лицом еще одной тайны. Дело в том, что о Жертве Христа
говорится, как о Жертве со стороны Бога.
Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в
Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(От Иоанна
3:16)
Именно любовь
Бога проявилась в смерти Христа за наши грехи.
Ибо Христос, когда
еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто
умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были
еще грешниками.
(К Римлянам 5:6-8)
Любовь познали мы в том, что Он
положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. (1 Иоанна 3:16)
Эти слова Писания вызывают законный
вопрос - как смерть человека Иисуса может быть жертвой со стороны Бога, проявлением
Его любви? Если Бог просто послал на смерть человека Иисуса, то почему
Апостолы с таким изумлением говорят о Божьей любви, которая проявилась в
этом событии? Ответ на этот вопрос - в свидетельстве Апостолов о
Боговоплощении.
Еще об Искуплении