О личной вере

Говоря о личных отношениях с Богом, необходимо обозначить разницу между "отношением" и "переживанием". Отношения могут сопровождаться переживаниями, а могут и не сопровождаться. Например, я гражданин России, то есть нахожусь в определенных отношениях с российским государством. Я могу переживать по этому поводу патриотическую гордость или еще какие-то чуства - но реальность отношений первична, она этих переживаний не зависит. Если я - сын своего отца, то я есть и останусь таковым независимо от моих переживаний. Если я состою в браке, то естественно переживать определенный эмоциональный опыт, однако, если я слишком устал, расстроен или раздражен, чтобы эти чуства испытывать, я все равно состою в браке.

Переживания, эмоциональный и, тем более, мистический опыт нам мало подвластны. Отношения не требуют от нас переживаний - отношения требуют от нас верности.

Вера - это определенные взаимоотношения со Христом, личный союз, для описания которого Библия использует такие образы как подданство Государю, усыновление, брак или военная служба.
В христианстве есть вероучение, аскетика, мистика - но все это будет как бы пустым сосудом и неизбежно приведет к разочарованию, если нет самого главного - личного отношения к Иисусу Христу, решения покориться Ему(Ему лично) как Господу и довериться Ему, как Спасителю.

Основание этих отношений - Его слово. Если, к примеру, король Нарнии торжественным указом принимает меня в подданство и делает членом королевской фамилии, то у меня есть то и другое - подданство и родство - не потому, что я имею опыт, но потому, что король так провозгласил.

Слово Божие говорит

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Иоан.1:12)

Это означает, что я - чадо Божие, независимо от моего опыта или переживаний.

Господь Иисус говорит о таистве Евхаристии:

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. (Иоан.6:53-56)

Это значит, что пребывая в общении с Церковью и причащаясь, я пребываю во Христе. Почему я так в этом уверен? Потому, что Христос это обещал всякому, кто покается и уверует. Это не вопрос переживаний - это вопрос личного доверия.

Попробую объяснить это на примере. (Как и любой пример, он неполон) Допустим король Нарнии объявляет - "Всякого, кто признает меня королем и засвидетельствует это свое решение, исполняя мои законы и принимая участие в установленном мной особом обряде, я признаю моим подданным".
Если я сделал то, что потребовал от меня король, я могу положиться на его слово - я теперь нарнийскоподданный.
В отличие от нарнийского короля, который не может знать своих своих подданных (особенно новых) лично, Христос в Своей небесной славе обладает всеведением, и лично узнает и принимает приходящих к Нему.

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, (Иоан.6:37)

Я просто полагаюсь на Его слово.

Союз со Христом - решение, которые человек принимает (или не принимает) на основании слова Божия. Это как вступить в подданство/брак/военную службу - с такого-то момента я - подданный Христа, c вытекающими из этого обязательствами. Господь может подкрепить обращенного каким-то явным свидетельством Своего присуствия - но это не обязательно, ибо мы ходим верою, а не видением (2Кор.5:7)

Поверить - значит осознать определенные факты и отнестись к ним определенным образом. Личная вера предполагает осознание того, что спасительные деяния Бога совершены - и совершаются - в частности ради тебя лично. Бог имел в виду лично тебя, когда призывал Авраама, выводил евреев из Египта, открывал истину пророкам, послал Архангела Гавриила к деве Марии, и самое главное - Бог имел в виду лично тебя, когда Христос взошел на крест. Бог заботился о лично твоем спасении, когда Кирилл и Мефодий отправились проповедовать славянам, когда Владимир Святой крестил свой народ, Бог донес до тебя свое Спасение через множество людей, послуживших Его замыслу - как прославленных Церковью святых, так и тех, вера и подвиг которых остались известны лишь Ему самому.

Сравнительно нетрудно признать то, что Христос умер "за человечество" или, как иногда говорят, "за человеческую природу", но такое признание еще не делает человека христианином. Значительная часть неверующих людей, оставаясь неверующими, не спорят с тем, что Иисус есть Христос и Сын Божий - для них это просто не важно. Это не имеет отношения к их реальной жизни. Это никак не соотносится с ними лично.

Вера же предполагает осознание того, что это не просто истина, но истина по отношению ко мне лично. Христос не просто Спаситель мира, Он еще и мой личный Спаситель. На Кресте Он искупил также и мои грехи, лично моя надежда основана на Его искупительном служении. Как говорит Апостол Павел:

А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:20)

В другом месте Апостол пишет (а любой православный повторяет это, идя ко Причастию):

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. (1Тим.1:15)

Итак, вера видит в Иисусе Христе не просто "Спасителя вообще", как если бы слово "Спаситель" было не больше, чем титулом, и не просто Спасителя некой общности - человечества или Церкви - но так же и своего личного Спасителя.

Это важно подчеркнуть, поскольку довольно часто человек может быть наставлен в том, кто такой Христос и что (вообще говоря) Он сделал, но совершенно не видеть связи между Христом и своей личной надеждой. Нередко даже людей воцерковленных вопрос "какое отношение к Вашей надежде имеет Иисус Христос" ставит в тупик. Собственно, первые годы своего воцерковления и я был в том же состоянии. Я признавал, что Иисус Христос - Бог и Спаситель, был (как и остаюсь сейчас) глубоко привержен этой истине, но едва ли был в состоянии объяснить (хотя бы самому себе) какое отношение Он имеет к лично моей надежде.

В самом деле, если Христос умер и воскрес только ради "человечества", "человеческой природы", остается совершенно неясным, какое отношение все это может иметь к личной надежде конкретного грешника, которому предстоит умереть.

Какое дело на смертном одре мне будет до "человеческой природы" и прочих философских абстракций? В камешки может быть интересно играть, но ими не наешься.

Но Благая Весть говорит о том, что и лично мои грехи искуплены на голгофском Кресте, и лично я избавлен от осуждения, проклятия и погибели тем, что Христос "за преступления народа Моего претерпел казнь". Не только другие люди, но и лично я прощен и принят Богом.

Обетования, которые Господь дает тем, кто уверовал в него, относятся также и ко мне лично - и это значит, что слова Господа

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Иоан.14:3)

Так же относятся и ко мне.

К другим электронным публикациям
Главная страница
Напишите нам

 

 

Hosted by uCoz