В обыденном
языке мы можем использовать глагол “верить” в двух значениях – “верить
каким-либо известиям, каким-либо словам” или “верить кому-то, относиться с
доверием к определенному человеку”. Мы можем с доверием относиться к каким-то
сведениям “я считаю, что это правда”. Мы можем доверять близкому человеку – “я
знаю, что ты любишь меня, что не бросишь, что я могу на тебя полагаться”. В
христианской вере присутствуют оба этих значения – христиане верят посланию,
выраженному в Библии, и христиане верят Богу как личности. Чтобы поверить
какому-то посланию, мы должны его сначала получить, чтобы довериться личности – сначала ее
встретить, и христианская вера существует благодаря Откровению. Благодаря тому,
что Бог открылся людям. Евангелие говорит, что Бог открылся нам в Иисусе
Христе.
Иисус Христос,
конкретная историческая личность, человек, Который жил и проповедовал в
Палестине первого века, был распят на Кресте, умер и воскрес из мертвых, в
Библии назван Словом Божиим – потому, что Бог открылся людям, открылся полным и
исчерпывающим образом, в личности и деяниях Иисуса Христа.
Первое, что мы
должны сказать о вере – вера это ответ человека на Откровение Бога в Иисусе
Христе; вера не может существовать без Божественного Откровения. Когда Божие
послание достигает до нас, у нас появляется возможность ответить на него верой.
Приверженцы нехристианских верований или неверующие люди могут
выражать почтение к Иисусу Христу и признавать Его нравственное величие;
слабость такой позиции в том, что Иисус явно не согласен считаться “одним из”,
пусть и “одним из великих”; Он явно не согласен на “просто уважение” – Он
требует большего.
Евангелия говорят нам о человеке из плоти и крови, Который говорил
о том, что Он и Отец одно (Ин.10:30), что именно Он, Иисус будет судить все
народы в последний день (Мф.25:31), что наша вечная участь определяется тем,
как мы отнесемся к Нему, Иисусу Христу (Лк.12:8-9), что всякий, кто доверится и
покорится Ему обретет вечную жизнь, а тот, кто отвергнет Его - навеки
погибнет (Мк.16:16, Ин. 8:24). Как писал
английский христианский писатель Клайв Льюис:
А потом люди испытали настоящее потрясение. Из среды
евреев внезапно вышел человек, который говорил так, как будто он сам и есть
Бог. Он говорил, что может прощать грехи. Он говорил, что был всегда. Он
говорил, что придет судить мир, когда настанет время. [...]В устах любого
другого эти слова свидетельствовали бы лишь о глупости и мании величия, которым
нет равных во всей человеческой истории. Однако (и это удивительно) даже Его
врагам, когда они читают Евангелие, не кажется, что Он глуп или горд; тем более
- читателям, не настроенным предвзято. Христос говорит, что Он "смирен и
кроток"(2), и мы верим Ему, не замечая, что смирение и кротость едва ли
присущи человеку, говорящему то, что говорил Он. Я сказал все это, чтобы
предотвратить воистину глупое замечание: "Готов признать, что Иисус -
великий учитель нравственности, но никогда не приму Его претензий на то, что Он
Бог". Простой смертный, который утверждал бы такое, - не великий учитель
нравственности, а либо сумасшедший, вроде тех, кто считает себя Hаполеоном,
либо сам дьявол. Альтернативы быть не может: либо это - Сын Божий, либо сумасшедший
или кто-то еще похуже. И вы должны сделать выбор: можете отвернуться от Hего
как от ненормального и не обращать на Hего внимания; можете убить Его как
дьявола; иначе вам остается пасть перед Hим и признать Его Господом и Богом.
Только отрешитесь, пожалуйста, от этой высокомерной бессмыслицы, будто Он -
великий учитель-гуманист. Он не дает нам возможности так думать.
Вера - это
"да" по отношению к этому свидетельству Христа о Себе; мы принимаем
что Иисус - действительно Тот, за Кого Он Себя выдавал. Поверить – значит
“пасть перед Hим и признать Его Господом и Богом”
А если то, что
Иисус говорит о Себе в Евангелии – правда, то это очень меняет перспективу. Это
означает, что Иисус – не некий персонаж очень старой книги, а живой Господь,
который сейчас ожидает ответа от меня лично, Тот, с кем я могу установить
личные отношения. Это означает, что Он умер на кресте не просто “за
человечество” вообще, но также и за меня
лично; лично мне предложен дар вечной жизни, обретенный Его жертвой.
Вера – это
личные отношения; хотя в христианстве, несомненно, есть набор доктрин, которые
нам следует принять, христианство начинается с личного отношения ко Христу, и все в нем стоит на этом личном отношении. Мы разделяем определенные доктрины, ведем
себя определенным образом, ходим в Церковь и т.д. – и делаем все это только и
исключительно ради Иисуса Христа.
Все наши
решения по отношению к Церкви, к вероучению, к обрядам следуют из нашего решения
по отношению к Иисусу Христу.
Мы принимаем
вероучение, Церковь, и ее обряды не ради них самих, но ради Иисуса Христа.
Церковь, обрядность и все остальное имеет смысл только в рамках наших отношений
со Христом; без этих отношений все это бессмысленно и
не нужно.
Как-то я читал
статью одного бывшего священника, отошедшего от христианской веры. Он писал,
что “разочаровался в христианских догматах”. По-видимому, это человек просто не
был христианином – он не говорит, что “разочаровался в Иисусе Христе”. Если в
центре веры и церковной жизни для человека не стоит Иисус Христос, то для
такого человека и догматы, и Литургия, и церковная жизнь вообще будут чем-то
тягостным и бессмысленным; через какое-то время такой человек уйдет, заявив,
что он “разочаровался в христианской вере”.
Поэтому
поверить – значит определиться по отношению к Иисусу Христу. Как прекрасно
сказано в одном западном Катехизисе,
Мое единственное упование в том, что плотью и духом, в
жизни и смерти я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему,
Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своею сполна заплатил за все грехи мои
и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни волос с головы
моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все [происходящее со
мною] должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне
о жизни вечной, и готовит меня всем сердцем жить для Него.
Поверить во
Христа – значит довериться Ему, как Спасителю, и покориться Ему, как Господу.
Доверие и
покорность, о которых говорит
Писание, относятся не просто к набору утверждений, но к Личности – это доверие
и покорность Иисусу Христу. Описывая эти отношения, Библия использует такие
образы как брак, усыновление, подданство или военная служба.
Что нам
делать, если мы принимаем то, что Иисус говорит о Себе? Прежде всего, Евангелие
предлагает нам довериться Иисусу. Он не только воскрес и жив сейчас, но Он может и хочет позаботиться о временной
и вечной судьбе каждого и каждой из нас. Вопрос, который у нас часто возникает,
когда нам предлагают довериться кому-то – “действительно ли нам желают добра”?
“Искренне ли в нас заинтересованы? Действительно ли
нас любят?” Христос говорит о Себе
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои,
видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и
разгоняет их.(Иоан.10:11,12)
То, что Иисус
– действительно добрый Пастырь, проявляется
в том, что Он “душу свою полагает за овец”. Я могу доверять Иисусу, потому что Он за меня
умер; я могу доверять Богу, потому, что Он отдал Своего Единородного Сына. Мы, каждый
из нас лично, настолько дороги Богу, что Он спасает нас ценой Голгофы.
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог
послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В
том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в
умилостивление за грехи наши.(1Иоан.4:9,10)
Насколько я
могу доверять человеку, насколько реальна его любовь ко мне, я могу оценить
потому, чем он готов ради меня пожертвовать. Бог принес величайшую из возможных
жертв. Я могу Ему доверять.
Одно из
важнейших препятствий к доверию – нечистая совесть. Когда на меня давят мои –
осознанные или полуосознанные грехи, мне хочется держаться от Бога подальше.
Как сказал К.Льюис, грешнику мысль о Боге может быть ненавистна, как близкому к
банротству человеку ненавистен вид банковской книжки. Евангелие устраняет это
препятствие, потому, что Евангелие – это благая весть о прощении грехов.
Господь говорит
ибо сие
есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во
оставление грехов.
(Матф.26:28)
Что бы мы ни
совершили, мы в принципе не могли бы совершить ничего такого, что не искупил бы
Христос. Мы можем быть уверены, что если мы придем к Нему с покаянием и верой,
он не осудит и не отвергнет нас
приходящего
ко Мне не изгоню вон(Иоан.6:37)
Как и многие
слова христианского происхождения, слово “молитва” в наше время часто
используется в ложном значении. Мне доводилось читать рекламу книги, где речь
шла о “сильных” молитвах, которые содержат “ключевые слова”, “молитвах”,
которые должны принести исцеление, удачу в делах и иные блага.
Как-то я
беседовал с одной женщиной, и показал ей молитвослов, в котором
церковнославянские слова были переведены на русский.
“Но ведь тогда заговор не подействует!” – испугалась она. Поэтому, чтобы
сказать, чем является моливта, мы должны сказать, чем она не является.
Молитва – это
не заклинание. Заклинание – это попытка манипулировать сверъествественным, так
сказать, нащупать нужную кнопку (“ключевые слова” и т.п.) в духовном мире,
чтобы получить желаемый результат. Для заклинания очень важно придерживаться
строго определенной формы – иначе “не сработает”. Такое заклинание – не просто
не молитва, но и действие, несовместимое с христианским взглядом на Бога и
духовный мир вообще.
Молитва – это
не медитация. Медитация – духовно-психологическая практика, цель которой –
прийти в определенное состояние. Особенность медитации в том, что она обращена
на себя. Человек глубоко сосредотачивается, чтобы изменить, или ощутить, или
познать что-то в себе.
Что же
отличает именно молитву? Молитва – и это принципиально важно – это личное
обращение. Личная благодарность или личная просьба. Это обращение к Богу как к
личности, как Отцу, что-то похожее на доверительное общение с близким
человеком.
Когда мы
просим прощения за наши грехи, мы ищем примирения с Тем, кого лично обидели
своими грехами; когда просим о чем-то –
мы просим у Того, кто лично помнит и заботится о нас; когда мы
благодарим Бога – мы выражаем нашу веру в то, что Он лично для нас что-то
сделал.
В отличие от
заклинаний, когда люди считают, что могут манипулировать сверъествественным –
“на коленях приползет к Вам любимый! 500% гарантии!” – молитва признает свободу
Бога. Бог выслушивает все наши просьбы – и отвечает на многие из них. Но Он
поступает так, как Сам считает наилучшитм для нашего блага. Так же, как
благоразумный отец удоволетворяет не все просьбы детей, Бог Сам решает, когда и
как Он ответит на молитву.
Доверие, если
оно есть, проявляется в послушании – бессмысленно говорить, что мы доверяем
кому-то, еси мы отказываемся его слушаться. Если мы доверяем проводнику, мы
идем за ним, если мы доверяем врачу, мы следуем его указаниям, если мы верим
Господу, мы следуем Его заповедям.
В послушании
верующего Богу можно выделить две взаимосвязанные стороны, которые я бы
обозначил как послушание разума и
послушание воли.
Послушание
разума означает, что мы приводим наши представления о Боге, о мире и о самих
себе в соответствие со словом Божиим. Мы принимаем то, что открывает Бог, как
истину; мы отказываемся от представлений, противных слову Божию, как от ошибочных. Если мы не были с детства воспитаны в
христианской среде – а большинство из нас не было – мы приходим к Богу с уже
сложимися представлениями о мире, с представлениями, которые мы где-то услышали
или вычитали, с взглядами на мир, которые мы восприняли потому, что они, как
говорится “носятся в воздухе”. Нередко
путь человека ко Христу проходит через увлечение
нехристианской духовностью – и он успевает воспринять какие-то нехристианские
учения.
Пример,
возможно, для многих актуальный – это популярная в
нецерковной среде вера в карму и в реинкарнацию. Для человека, который
раньше придерживался таких представлений, послушание разума будет означать
примерно следущее – “Поскольку я поверил во Христа, который прощает грехи, я
отказываюсь от веры в карму; поскольку я поверил во Христа, который обещает
воскресение и вечную жизнь, я отказываюсь от веры в переслению душ”.
Этот пересмотр
также затрагивает и наши представления о правильном или неправильном поведении;
например, в нашем обществе, которое во многом утратило представление о святости
супружества, блуд и измены считаются чем-то нормальным и приемлемым. Когда мы
покоряемся слову Божию, мы отвергаем это представление
как глубоко ошибочное и порочное. Все мы выросли в обществе, где глубокое
пренебрежение к ценности человеческой жизни приводило и продолжает приводить к
огромному количеству абортов, которые тоже считаются чем-то нормальным.
Обращение ко Христу требует от нас признать, что и в
этом случае Бог прав, а окружающее нас общество – нет.
Чем больше мы
осознаем, что нам заповедует Бог, тем яснее мы видим, что все мы согрешили; это
может причинять боль, но необходимо помнить, что Бог, ради крестной Жертвы
Христа прощает нас сразу, как только мы Его об этом попросим.
Такой
пересмотр наших воззрений неизбежно приводит к пересмотру нашего поведения.
Мы отказываемся от вещей, которые неугодны Богу, и
стремимся делать то, что порадует Его. Исправление нашей жизни – долгий, и,
часто трудный процесс, и никто и нас не достигнет совершества в этой жизни; но
вера, когда она есть, всегда проявляется в искреннем стремлении к послушанию
Богу.
Это послушание
имеет активную сторону – мы делаем то, что заповедует Бог, и пассивную – мы
принимаем то, что Он посылает.
Я поясню, что
я имею в виду под словом “принимать то, что посылает Бог”. Как-то я беседовал с
одним молодым человеком, который крестился в Православной Церкви, но ушел,
потому, что не пережил того мистического опыта, на который рассчитывал.
Впоследсвии он попал в секту Сахаджа-Йогов, где мистического опыта хоть
отбавляй. Это пример, как раз, нежелания человека смириться с тем, что именно
Бог будет решать, когда и какой мистический опыт человек обретет. Некоторые
люди уходят из Церкви потому, что сталкиваются с чем-то, что их ранит – с
какими-то сложностями в отношениях с другими христианами, например. Вера,
напротив, принимает эти сложности как часть Божьего замысла и думает о том, как
проявить послушание Богу в этой ситуации.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.(Иоан.14:15)
Мотив для
соблюдения заповедей, который нам предлагает сам Христос – это любовь к Нему. В
Библии любовь – это не просто сентиментальное чуство, это личное отношение,
которое проявляется в поведении. “Я знаю, что Христу это отвратительна неверность и поэтому я не буду изменять жене” или “Я
знаю, что Христу угодна милость, и поэтому я помогу моему соседу”
Принять
христианскую веру – значит разделить веру Церкви, веру других христиан. Как
говорит Апостол Иоанн
о том, что мы видели и слышали, возвещаем
вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его,
Иисусом Христом. (1Иоан.1:3)
Вера
осуществляется в общении с Церковью, в именно в этом – важный критерий ее подлинности. Невозможно вступить
в общение со Христом, не вступив в общение с Его
народом. Господь заповедует, чтобы мы приняли Крещение и участвовали в
Евхаристии – если мы принимаем Его всерьез, мы не можем пренебречь Его словами.
Господь Иисус говорит о церковных
таиствах, Крещении и Евхаристии:
Кто будет веровать и креститься, спасен
будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (От Марка 16:16)
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и
подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в
Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый
Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (От Луки 22:19,20)
Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и
Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во
Мне, и Я в нем. (От Иоанна 6:53-56)
О Церкви:
Я создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее. (От Матфея 16:18)
если же не послушает их, скажи церкви; а
если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (От
Матфея 18:17)
Слово Божие говорит:
Итак внимайте себе и всему стаду, в
котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога,
которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деяния 20:28)
Своей Жертвой Господь приобрел Себе именно
Церковь, а не отдельно стоящих гордых одиночек. Прийти к Нему - значит прийти в
Церковь. Так говорит Его слово.
Итак, вера –
это решение, которое мы принимаем и которого придерживаемся; это акт воли.
Уверовать – значит поступить определенным образом. Иногда люди говорят “я не
могу обрести веру” . Такие слова – результат
ошибочного представления о вере, как об
особом чустве или переживании, чем-то среднем между влюбленностью и высокой
температурой. Господь, напротив, говорит о вере, как об акте нашей воли: “покайтесь
и веруйте в Евангелие”“веруйте в свет” “веруйте в
Бога, и в Меня веруйте.”
На нас самих
возлагается ответственность за то, чтобы уверовать; это действие, которое
должны совершить мы. Мы должны принять решение довериться и покориться
Богу – и это никто не сделает за нас. Мы должны пересмотреть наши взгляды и
наше поведение.
Первый,
наболее простой шаг к этому – и наиболее очевидное проявление веры – это
молитва. Лучшее, что можно сделать для обретения веры – перейти от разговоров о
Боге к молитве к Богу. Для человека, только приступающего к молитве, может быть
будет трудно обратиться к Богу со своими словами – поэтому ему могут быть
особенно полезны молитвословы – книги, в которых собраны молитвы, составленные
святыми, молитвы, отражающие их духовный опыт.
Самая первая
молитва, к которой можно обратиться к Господу Иисусу – молитва, которая
называется Иисусовой, она очень короткая и очень содержательная:
Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй меня грешного (или грешную)
В ней мы
исповедуем Иисуса Христа нашим Господом, выражаем веру в то, что Он – подлинно
Сын Божий в том смысле, в котором Он на это претендовал, просим о его милости и
признаем, что нуждаемся в этой милости, ибо мы – грешники. Человек может начать свою молитвенную жизнь
именно с этой молитвы – ее можно произносить где угодно, в любую свободную
минуту.
Второе, что
необходимо сделать – присоединиться к Церкви. При многих храмах существуют
курсы катихизации – наставления в основах веры. Есть такие курсы и при храме,
прихожанином которого являюсь я сам.
Да благословит Вас Господь.