Не извратил ли Павел
учение Христа о прощении врагов?
Внимательно читая Евангелие, мы
обнаруживаем, что образ Всевышнего Судии присутствует словах Самого Иисуса.
Особенно ясно это видно в 25-ой главе Евангелия от Матфея, где Судией является
Сын Человеческий, то есть Сам Иисус:
Когда же приидет Сын Человеческий во
славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и
соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет
овец от козлов;....
И пойдут сии в муку вечную, а праведники
- в жизнь вечную" (см. Мф 25:31-46; я привел ради экономии места лишь
первые и последний стихи).
Этому описанию грядущего Суда
предшествует притча о талантах, также говорящая о суде, причем Судия - Сын
Человеческий (см. Мф 25:13-30).
В Евангелии от Иоанна
(например, глава 5) мы также видим, что Иисус свидетельствует о Себе как о
Судии:
Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (5:22)
И дал власть Ему производить и суд,
потому что Он есть Сын Человеческий... И изыдут творившие добро в воскресение
жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (5:27, 29)
Обратим внимание, что сказано о Суде в третьей главе Евангелия от Иоанна:
Верующий в Него не судится, а неверующий
уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же
состоит в том, что свет пришел в мир; но люди возлюбили тьму более, нежели
свет, потому что дела их были зло (3:18-19)
и на результат Суда:
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не
верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (3:36).
Заметим, что задача суда - не
только и не столько наказать, но прежде всего установить истину и затем властно
утвердить ее, защитив обиженных от обидчиков (ср. Лк 18:1-8), устранив
несправедливость и беззаконие (что делал и Сам Иисус, дважды изгнав торгующих
из Храма, см. Лк 19:45-48 и Ин 2:13-17).
Наказание за грех - лишь один
из аспектов Божьего правосудия, и действительно здесь возникает проблема - как
совместить Божье правосудие с Его любовью. Решением этой проблемы стал
Голгофский Крест Иисуса Христа - Он добровольно принял смерть за грехи всех
нас.
Для того, чтобы Бог мог простить нас, Ему надлежало умереть за нас.
Действительно, высший и
окончательный суд принадлежит Богу, а не людям - потому, что люди в своем
нынешнем несовершенном, падшем состоянии не способны судить так, как должно.
Есть такой афоризм: "Война - слишком серьезное дело, чтобы доверять его
военным". Можно это высказывание перефразировать так: "Суд - слишком
серьезное дело, чтобы доверять его грешным, несовершенным людям".
Суд сам по себе ничем не плох,
но мы слишком плохи, чтобы судить других людей. В то же время общество грешных
людей не может существовать без закона, суда и полиции - анархия оборачивается
еще худшим беззаконием и произволом (подтверждения этому, очевидному тезису можно
видеть вокруг нас, а также в газетах и информационных программах ).
Поэтому Господь признает
государственную власть (Мф 22:15-22), которая неизбежно предполагает систему
человеческого правосудия. Но любой человеческий суд может, самое большее, убить
тело, а над душой не властен - в отличие от суда Божьего (ср. Мф 10:28).
В конечном счете Суд
принадлежит Сыну Человеческому и тем, кого Он поставит быть Своими помощниками
на Суде - Его искупленным и прославленным святым. Об этом не только пишет
апостол Павел (1 Кор 6:2-3), но и Сам Иисус говорит, обращаясь к апостолам:
"...когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на
двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых".
Можно найти много других
высказываний Иисуса о Суде Божьем (советую Вам исследовать этот вопрос с
помощью поиска по Библии, например, на сайте www.biblecenter.ru).
Михаил. Логачев
1. Для "носителей злой воли" нет худшего страдания - поистине
невыносимое мучение для них! - как быть ограниченным в "возможности
причинять зло всем остальным". Для них это и есть ад, вечная мука.
"Вот, душа надменная не успокоится, а праведник своею верою жив
будет" (Книга пророка Аввакума, 2:4). Надменная душа "не успокоится",
потому что лишена будет возможности самоутверждаться в своей надменности за
счет других.
2. Господь Иисус Христос, придя в образе раба на землю с небес, пострадав за
наши грехи, умер на кресте и воскрес, и затем, взойдя на небеса, послал в день
Пятидесятницы Духа Святого, который вселяется в тех, кто уверует в Христа,
соединяя их в одно тело Христово - Церковь. Тот же Дух Святой обличает весь мир
"о грехе, о правде и о суде" (Ин 16:8). Тем самым Господь Иисус
Христос сделал ровно то, о чем вы пишете - создал "все условия для
исцеления" наших грешных душ.
"Это и есть высшая правда, рождаемая любовью". Ему слава во веки!
Аминь!
Не извратил ли Павел учение
Христа о прощении врагов?
Такое толкование слов Апостола Павла подтверждает
слово Апостола Петра о том, что Послания Павла легко могут быть ложно
истолкованы (2 Петра 3:15-16)
"во всех посланиях, в которых есть (нечто неудобовразумительное), что
невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и
прочие Писания. "
Между прочим, последние слова
апостола Петра означают, что он считал Послания Павла составной частью Писания.
Как же понимать "горящие
уголья" в контексте Рим 12:19-21?
Я здесь приведу несколько цитат из книги Джона Стотта "Послание к
Римлянам" (серия "Библия говорит сегодня", С-Петербург,
"Мирт", 1999 г.):
Некоторые толкователи пытались увидеть в
этих "углях" прообраз суда... Однако весь контекст вопиет протестуя
против такого суждения, и в частности, следующий стих , говорящий о
необходимости побеждать зло добром. Другие считают, что горящие угли - символ
стыда и угрызений совести, которые испытывает враг, встретившись с ответной
добротой... Более поздние комментаторы обращали внимание на то, что в древнем
Египте существовал ритуал возложения на голову горящих углей в качестве
свидетельства об истинности покаяния. (Стотт, стр. 444)
Итак, скорее всего,
"горящие угли" - символ угрызений совести и последующего покаяния
врага, то есть не его погибели, но его спасения. "Не будь побежден злом,
но побеждай зло добром" (Рим 12:21). Самая лучшая победа - когда бывший
враг становится другом!
Они-то объективны, но у нас
вот какая проблема - мы грешники, и склонны перевирать и любовь, и сострадание,
и мораль, как нам угодно.
Очень распространенная ошибка
в представлении о любви - "Если ты меня любишь, ты сделаешь так, как я
хочу". А когда любящий (отец, друг, Бог) говорит: "нет, не сделаю,
потому, что невозможно и/или неправильно, ко вреду тебе и/или другим
людям" человек возмущается "Ну, ты меня совсем не любишь!".
Подлинная любовь умеет
говорить "нет". Подлинная любовь умеет не поддаваться на
эмоциональный шантаж. Эмоциональный шантаж - это, например, метод, успешно
применяемый бессовестными парнями к глупеньким первокурсницам. Парень садится
на подоконник этажа так, 12-того, и трагическим голосом сообщает, что он
изнемогает от несчастной любви, что жить без нее ему незачем, и, если она не
ответит взаимностью, он сейчас прыгнет вниз и сведет счеты с жизнью - в чем
виновата будет она, бессердечная красавица, разбившая его сердце. Всю жизнь ей
будет являться его бледный призрак, ибо она - виновница его безвременной
смерти. При должном уровне артистизма это действует на дурочек-первокурсниц, а
не-дурочки просто велят парню выметаться из комнаты. Хочешь прыгать вниз? Ну
кто ж тебе запретит...
Другой случай эмоционального
шантажа (конкретный случай с конкретными людьми)- наркоман, который потеряв
работу, стал требовать деньги на наркотики у матери. Сначала мать отказывалась,
предлагая потратить деньги на лечение, но он приставлял нож к своему горлу,
говорил, что он невыносимо страдает (что было правдой) и угрожал зарезаться у
нее на глазах, если она не даст денег. Она всякий раз ломалась и деньги давала
- пока он, как и следовало ожидать, не умер от передоза.
Бедная женщина просто угробила
своего сына со своей "мягкой", "податливой" любовью. Да, он
мог зарезаться, если бы она сказала "нет", но мог и сломаться,
согласиться принять лечение. "Нет" давало надежду, а вот
"да" не могло привести ни к чему, кроме гибели.
Другой случай - случай
отвергнутого эмоционального шантажа - имел счастливый исход. Женщина пообещала
своей наркоманке - дочери, что не пустит ее домой, если она придет в состоянии
наркотического опьянения. И не пускала. Мне это казалось очень жестким - как
же, закрыть дверь перед носом у родной дочери! Но это был единственный способ
ее спасти. Девушка поныла-поныла под дверью, пообвиняла-пообвиняла маму в
жестокости, поустраивала душераздирающих сцен, а потом таки согласилась
лечиться. Сейчас жива, уже несколько лет не употребляет, и прекрасно выглядит.
Наркоман,
которому сказали “нет”, может погибнуть – но наркоман, которому
позволяют манипулировать теми, кто пытается ему помочь, погибнет наверняка.
Так вот, Божия любовь - это
мудрая любовь, и именно по этому Бога не получится шантажировать. Тот, кто
покается и уверует, будет принят, прощен, утешен и исцелен. Тот, кто не хочет
покаяться и уверовать - будет стоять перед дверью и сколько угодно упрекать
Бога в жестокости, бессовестности и т.д. Бог не похож на дурочку-первокурсницу
или неразумную мамашу из первого примера. Он поступает как та мудрая мать:
"Согласна лечиться - отдам последнюю копейку. Не согласна - дверь
закрыта".
Сергей Худиев