Божия любовь и Божий суд.

 

Бог призывает людей к прощению и неосуждению, а Церковь учит, что Он судит и наказывает. Может ли это быть правдой?

 

 Было бы более согласно с благостью Божией, если бы носителей злой воли не мучили в целях удовлетворения мстительной мнимой "справедливости", а только ограничиваться в возможности причинять зло всем остальным.

 

Не извратил ли Павел учение Христа о прощении врагов?

 

Моему представлению о любви и сострадании противна мысль о том, что Бог может кого-либо окончательно отвергнуть, а  христианство утверждает: любовь, сострадание и мораль – даны человеку от Бога, они объективны, неизменны и одинаковы для всех.

 

            Бог призывает людей к прощению и неосуждению, а Церковь учит, что Он судит и наказывает. Может ли это быть правдой?

 

 

            Внимательно читая Евангелие, мы обнаруживаем, что образ Всевышнего Судии присутствует словах Самого Иисуса. Особенно ясно это видно в 25-ой главе Евангелия от Матфея, где Судией является Сын Человеческий, то есть Сам Иисус:

 


  Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;....

  И пойдут сии в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную" (см. Мф 25:31-46; я привел ради экономии места лишь первые и последний стихи).


            Этому описанию грядущего Суда предшествует притча о талантах, также говорящая о суде, причем Судия - Сын Человеческий (см. Мф 25:13-30).

            В Евангелии от Иоанна (например, глава 5) мы также видим, что Иисус свидетельствует о Себе как о Судии:



Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (5:22)

  И дал власть Ему производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий... И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (5:27, 29)



Обратим внимание, что сказано о Суде в третьей главе Евангелия от Иоанна:



  Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди возлюбили тьму более, нежели свет, потому что дела их были зло (3:18-19)



и на результат Суда:



  Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (3:36).



            Заметим, что задача суда - не только и не столько наказать, но прежде всего установить истину и затем властно утвердить ее, защитив обиженных от обидчиков (ср. Лк 18:1-8), устранив несправедливость и беззаконие (что делал и Сам Иисус, дважды изгнав торгующих из Храма, см. Лк 19:45-48 и Ин 2:13-17).

            Наказание за грех - лишь один из аспектов Божьего правосудия, и действительно здесь возникает проблема - как совместить Божье правосудие с Его любовью. Решением этой проблемы стал Голгофский Крест Иисуса Христа - Он добровольно принял смерть за грехи всех нас.

Для того, чтобы Бог мог простить нас, Ему надлежало умереть за нас.

            Действительно, высший и окончательный суд принадлежит Богу, а не людям - потому, что люди в своем нынешнем несовершенном, падшем состоянии не способны судить так, как должно. Есть такой афоризм: "Война - слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным". Можно это высказывание перефразировать так: "Суд - слишком серьезное дело, чтобы доверять его грешным, несовершенным людям".

            Суд сам по себе ничем не плох, но мы слишком плохи, чтобы судить других людей. В то же время общество грешных людей не может существовать без закона, суда и полиции - анархия оборачивается еще худшим беззаконием и произволом (подтверждения этому, очевидному тезису можно видеть вокруг нас, а также в газетах и информационных программах ).

            Поэтому Господь признает государственную власть (Мф 22:15-22), которая неизбежно предполагает систему человеческого правосудия. Но любой человеческий суд может, самое большее, убить тело, а над душой не властен - в отличие от суда Божьего (ср. Мф 10:28).

            В конечном счете Суд принадлежит Сыну Человеческому и тем, кого Он поставит быть Своими помощниками на Суде - Его искупленным и прославленным святым. Об этом не только пишет апостол Павел (1 Кор 6:2-3), но и Сам Иисус говорит, обращаясь к апостолам: "...когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых".

            Можно найти много других высказываний Иисуса о Суде Божьем (советую Вам исследовать этот вопрос с помощью поиска по Библии, например, на сайте www.biblecenter.ru).

           


Михаил. Логачев

 

             Было бы более согласно с благостью Божией, если бы носителей злой воли не мучили в целях удовлетворения мстительной мнимой "справедливости", а только ограничиваться в возможности причинять зло всем остальным. Плюс создание всех условий для исцеления их душ. Это и есть высшая правда, рождаемая любовью.


1. Для "носителей злой воли" нет худшего страдания - поистине невыносимое мучение для них! - как быть ограниченным в "возможности причинять зло всем остальным". Для них это и есть ад, вечная мука.

"Вот, душа надменная не успокоится, а праведник своею верою жив будет" (Книга пророка Аввакума, 2:4). Надменная душа "не успокоится", потому что лишена будет возможности самоутверждаться в своей надменности за счет других.

2. Господь Иисус Христос, придя в образе раба на землю с небес, пострадав за наши грехи, умер на кресте и воскрес, и затем, взойдя на небеса, послал в день Пятидесятницы Духа Святого, который вселяется в тех, кто уверует в Христа, соединяя их в одно тело Христово - Церковь. Тот же Дух Святой обличает весь мир "о грехе, о правде и о суде" (Ин 16:8). Тем самым Господь Иисус Христос сделал ровно то, о чем вы пишете - создал "все условия для исцеления" наших грешных душ.

"Это и есть высшая правда, рождаемая любовью". Ему слава во веки! Аминь!


Михаил Логачев

Не извратил ли Павел учение Христа о прощении врагов?

 

            Рим 12:19-20. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

            Располагает ли христианская любовь к тому, чтобы, приговаривая «кушай, пей, враг дорогой», подумывать: «мое добро да тебе в погибель»?) 

 



           
Такое толкование слов Апостола Павла подтверждает слово Апостола Петра о том, что Послания Павла легко могут быть ложно истолкованы (2 Петра 3:15-16)
"во всех посланиях, в которых есть (нечто неудобовразумительное), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. "

            Между прочим, последние слова апостола Петра означают, что он считал Послания Павла составной частью Писания.

            Как же понимать "горящие уголья" в контексте Рим 12:19-21?

Я здесь приведу несколько цитат из книги Джона Стотта "Послание к Римлянам" (серия "Библия говорит сегодня", С-Петербург, "Мирт", 1999 г.):


  Некоторые толкователи пытались увидеть в этих "углях" прообраз суда... Однако весь контекст вопиет протестуя против такого суждения, и в частности, следующий стих , говорящий о необходимости побеждать зло добром. Другие считают, что горящие угли - символ стыда и угрызений совести, которые испытывает враг, встретившись с ответной добротой... Более поздние комментаторы обращали внимание на то, что в древнем Египте существовал ритуал возложения на голову горящих углей в качестве свидетельства об истинности покаяния. (Стотт, стр. 444)



            Итак, скорее всего, "горящие угли" - символ угрызений совести и последующего покаяния врага, то есть не его погибели, но его спасения. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим 12:21). Самая лучшая победа - когда бывший враг становится другом!



Михаил Логачев.

 

            Моему представлению о любви и сострадании противна мысль о том, что Бог может кого-либо окончательно отвергнуть, а  христианство утверждает: любовь, сострадание и мораль – даны человеку от Бога, они объективны, неизменны и одинаковы для всех.



            Они-то объективны, но у нас вот какая проблема - мы грешники, и склонны перевирать и любовь, и сострадание, и мораль, как нам угодно.

            Очень распространенная ошибка в представлении о любви - "Если ты меня любишь, ты сделаешь так, как я хочу". А когда любящий (отец, друг, Бог) говорит: "нет, не сделаю, потому, что невозможно и/или неправильно, ко вреду тебе и/или другим людям" человек возмущается "Ну, ты меня совсем не любишь!".

            Подлинная любовь умеет говорить "нет". Подлинная любовь умеет не поддаваться на эмоциональный шантаж. Эмоциональный шантаж - это, например, метод, успешно применяемый бессовестными парнями к глупеньким первокурсницам. Парень садится на подоконник этажа так, 12-того, и трагическим голосом сообщает, что он изнемогает от несчастной любви, что жить без нее ему незачем, и, если она не ответит взаимностью, он сейчас прыгнет вниз и сведет счеты с жизнью - в чем виновата будет она, бессердечная красавица, разбившая его сердце. Всю жизнь ей будет являться его бледный призрак, ибо она - виновница его безвременной смерти. При должном уровне артистизма это действует на дурочек-первокурсниц, а не-дурочки просто велят парню выметаться из комнаты. Хочешь прыгать вниз? Ну кто ж тебе запретит...

            Другой случай эмоционального шантажа (конкретный случай с конкретными людьми)- наркоман, который потеряв работу, стал требовать деньги на наркотики у матери. Сначала мать отказывалась, предлагая потратить деньги на лечение, но он приставлял нож к своему горлу, говорил, что он невыносимо страдает (что было правдой) и угрожал зарезаться у нее на глазах, если она не даст денег. Она всякий раз ломалась и деньги давала - пока он, как и следовало ожидать, не умер от передоза.

            Бедная женщина просто угробила своего сына со своей "мягкой", "податливой" любовью. Да, он мог зарезаться, если бы она сказала "нет", но мог и сломаться, согласиться принять лечение. "Нет" давало надежду, а вот "да" не могло привести ни к чему, кроме гибели.

            Другой случай - случай отвергнутого эмоционального шантажа - имел счастливый исход. Женщина пообещала своей наркоманке - дочери, что не пустит ее домой, если она придет в состоянии наркотического опьянения. И не пускала. Мне это казалось очень жестким - как же, закрыть дверь перед носом у родной дочери! Но это был единственный способ ее спасти. Девушка поныла-поныла под дверью, пообвиняла-пообвиняла маму в жестокости, поустраивала душераздирающих сцен, а потом таки согласилась лечиться. Сейчас жива, уже несколько лет не употребляет, и прекрасно выглядит.

 

            Наркоман, которому сказали “нет”, может погибнуть – но наркоман, которому позволяют манипулировать теми, кто пытается ему помочь, погибнет наверняка.

           Так вот, Божия любовь - это мудрая любовь, и именно по этому Бога не получится шантажировать. Тот, кто покается и уверует, будет принят, прощен, утешен и исцелен. Тот, кто не хочет покаяться и уверовать - будет стоять перед дверью и сколько угодно упрекать Бога в жестокости, бессовестности и т.д. Бог не похож на дурочку-первокурсницу или неразумную мамашу из первого примера. Он поступает как та мудрая мать: "Согласна лечиться - отдам последнюю копейку. Не согласна - дверь закрыта".

 

Сергей Худиев

Христианство: трудные вопросы

На главную страницу

 

Hosted by uCoz