|
|||||
Мы можем ясно обозначить несовместимость веры в Бога с верой в карму, поставив вопрос: может ли Бог отменить карму? Если да, и в каждом конкретном случае именно Он решает, свалятся на нас “кармические последствия” или нет, и если свалятся, то в каком объеме, то мы уже имеем дело не с “законом кармы” а с личностным решением Бога, Его волей, Его промыслом и Его судом. Понятие Кармы - как и многие другие слова, пришедшие из восточных религий
и вошедшие в современный язык - прочно закрепилось в современной культуре.
Люди опасаются “испортить” карму, говорят “такая карма”, там, где раньше
сказали бы “такая судьба”, диагностируют карму, живо интересуются тем,
как избавиться от “плохой кармы”, и так далее. О карме говорят не только
(и не столько) сознательные приверженцы восточных религий или практикующие
оккультисты. Понятие кармы все больше становится частью той духовной
и культурной атмосферы, которой дышат обычные люди, мало склонные задумываться
о духовных реальностях. Этот один из признаков того, что мы живем не
в атеистическом и не в секулярно-гуманистическом, а в языческом мире;
и, будучи христианами, мы стоим перед необходимостью определиться по
отношению к тем образам, верованиям и понятиям, которые этот мир предлагает.
Чтобы рассмотреть понятие кармы, мы начнем с более общего взгляда на
проблему - что такое язычество и чем оно принципиально отличается от
Теизма. ( Теизм - вера в личностного всемогущего Создателя, которой придерживаются
христиане, мусульмане и иудеи) Затем мы рассмотрим вопрос более узко,
и ответим на вопрос, как понятие кармы соотносится как с Теизмом вообще,
так и с Христианством в особенности.
Язычество - настолько общее понятие, охватывающее настолько разнообразные религиозные верования и практики, что может показаться затруднительным найти некий общий признак, объединяющий, скажем, поклонника Перуна и буддистского монаха. Тем не менее, это признак существует. Этот признак - отсутствие каких-либо значимых отношений с Богом-Творцом. Языческое мировоззрение может соглашаться с существованием Бога-творца. Представление о Творце есть у многих языческих племен. Но - и это характерная черта язычества - это Бог “удалившийся от дел”, Бог к которому не взывают, Бог отсутствующий, Бог не имеющий отношения к повседневным нуждам, горестям и радостям людей. Со своими нуждами, надеждами и страхами язычники обращаются не к Нему, а, как правило, к богам, божкам и боженятам - духовным реальностям гораздо более низкого ранга. Благополучие или горести, нищета или процветание, здоровье или болезнь для язычника определяются его взаимоотношениями с какими-то гораздо более низкими духовными реальностями, чем Бог-творец. И дикарь, взывающий к идолу из черного дерева, и утонченный буддистский монах не обращаются к Творцу. Они ищут спасения в ком-то (или чем-то) другом. Теист (т.е. христианин, мусульманин или иудей) осознает себя в руках Бога, язычник - в руках каких-то иных сил. Для теиста самое важное - установить правильные отношения с личностным Богом, для язычника - с теми силами, от которых он полагает себя зависящим. Одна из таких сил, одна из тех предполагаемых духовных реальностей, от которых язычник считает себя зависящим - карма. Существуют несколько различные определения того, что такое карма, но, придерживаясь наиболее распространенной буддисткой, и вытекающей из нее теософской трактовки, мы можем сказать, что карма - закон причинно следственной связи между поступком и нравственным воздаянием. Как пишет, например, Лопсанг Рампа: Карма - это физическое или ментальное действие, которое создает добро или зло. Есть старая поговорка: "Что посеешь, то и пожнешь". Вот что она означает. Если вы посеете плохие дела, вы пожнете плохое будущее - в этой жизни, в следующей или в одной из последующих. Если в этой жизни вы посеете добро, если вы проявите доброту и сострадание к нуждающимся, тогда, когда придет черед вам оказаться в беде, кто-нибудь где-нибудь проявит к вам доброту, сострадание, участие.(Лопсанг Рампа. “Ты вечен”)
Здесь надо уточнить - речь идет именно о нравственном воздаянии. В мироздании, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Мы живем в высокоупорядоченном мире, и это одно из свидетельств его сотворенности. Мы можем говорить о законах природы, по которым определенные причины связаны с определенными следствиями. Но понятие кармы переносит эту причинно-следственную связь в нравственный мир. Закон кармы так же безличен, как закон Ома или закон всемирного тяготения. Согласно кармическим представлениям, то, что происходит с Вами, обусловлено Вашими проступками или заслугами - в этой, или в предполагаемых “предыдущих” жизнях. Сопоставим это с тем представлением, которое мы находим в Библии. Бог Библии - это промыслитель. Он не только создал мир, но и поддерживает его в бытии; не только дал начало истории, но и направляет ее к предопределенной Им цели. Псалмопевец говорит о Боге:
Еще более отчетливо это свидетельство о Боге, который заботится и о самых малых из своих созданий, звучит в Евангелии:
Для людей священного Писания, все, что происходит в их жизни, есть проявление Божьего промысла - Его заботы, Его спасения или Его грозного суда:
Один из древних учителей Церкви, Василий Великий, говорит:
Один из западный катехизис выражает общую всем христианам веру в Божий промысел такими словами:
Таким образом, Библия говорит о личностном Боге, в руках Которого находится наша как временная, так и вечная участь, “кармические”источники - о безличном законе причины и следствия. Принципиальная разница между двумя этими подходами видна в практических выводах, к которым они приводят. Что делает теист? Молится:
Но это действие, столь очевидное для теиста, который исповедует перед Богом, что “В Твоей руке дни мои”, в принципе невозможно для верующего в карму. В самом деле, кому он мог бы молиться об избежании плохих или обретении хороших “кармических” последствий? Карма не обладает какими бы то ни было личностными свойствами, и молиться ей тек же бессмысленно, как молиться закону всемирного тяготения. Вы не можете обратиться к закону природы с личной просьбой. Елена Петровна Блаватская, так много сделавшая для пропаганды “кармических” представлений в западном мире, совершенно прямо объявляет молитву бессмысленной:
Мы можем ясно обозначить несовместимость веры в Бога с верой в карму, поставив вопрос: может ли Бог отменить карму? Если да, и в каждом конкретном случае именно Он решает, свалятся на нас “кармические последствия” или нет, и если свалятся, то в каком объеме, то мы уже имеем дело не с “законом кармы” а с личностным решением Бога, Его волей, Его промыслом и Его судом. Если нет, то это просто не Бог. Надо сказать, сама Елена Блаватская вполне отадавала себе в этом отчет, и, проповедуя веру в карму, самым резким образом отвергала веру в личностного Бога. То, что мы говорили до сих пор, касалось противоречий между верой в карму и теизмом вообще, то есть верой в личностного Бога, которой придерживаются как христиане, так и иудеи и мусульмане. Теперь мы рассмотрим, насколько веру в карму можно совместить с верой в Евангелие. Для этого нам понадобится вспомнить, что такое Евангелие. В проповеди Апостолов Евангелие - это возвещение прощения грехов и вечной жизни, которую Бог дарует нам ради искупительного служения Иисуса Христа:
Евангелие, как его излагает Апостол Павел, состоит в том, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Уже здесь мы обнаруживаем понятие, несовместимое с верой в карму - другой умер за наши грехи. Апостолы вновь и вновь повторяют:
Сам Господь говорит о цели Своего прихода:
“На час сей я пришел” Он говорит не о часе Своей проповеди, а о часе Своей смерти(Ин.12:27). Ради искупительного служения Христа нам возвещается прощение грехов - понятие, также, немыслимое в рамках кармических представлений. “Кармические долги” не могут быть прощены:
В самом деле, чтобы простить, надо быть личностью, принять личностное решение простить. Карма, отметим это еще раз - не личностна. Закон всемирного тяготения не прощает. Он, собственно, и не наказывает. Он просто действует с механической неотвратимостью. Священное Писание говорит нечто прямо противоположное - в Иисусе Христе, ради Его искупительного подвига, Бог прощает грехи.
Здесь мне хочется сделать маленькое отступление и сказать кое-что от себя лично. В свое время наиболее важным толчком к моему обращению послужило слышанное где-то краем уха утверждение, что Христос имеет власть прощать грехи. Именно сознание того, что я нуждаюсь в прощении побудило меня прийти к Тому, к тому имеет власть это прощение даровать.
Это поистине “слово благое, слово утешительное” для всех подавленных и удрученных грешников - Иисус Христос имеет власть прощать грехи. Именно эту власть и отрицает за Ним вера в карму. Как уже было процитировано выше, “оно [учение о карме] заставляет его оставить всякий расчет на "прощение", "искупление", "высшее милосердие”. Священное Писание также говорит о Христе как о нашем Ходатае:
Как-то в ходе одной из дискуссий в интернете я заметил, что самых плохонький христианин отличается от самого продвинутого эзотерика тем, что у христианина есть Ходатай, а вот эзотерик Его отверг. Мой собеседник, верящий в карму, обиженно сказал что он не отвергает Ходатая. Тогда я спросил перед кем, по Его мнению, ходатайствует Христос? Ни он, ни кто-либо еще из моих собеседников, держащихся “кармических” представлений, не смог ответить на этот вопрос. И в самом деле, бессмысленно ходатайствовать перед кармой. Падая с десятого этажа нелепо надеяться на то, что Ваш друг исходатайствует Вам прощение у закона всемирного тяготения. Действие закона кармы не может быть изменено никаким ходатайством. Ходатайствовать можно только перед личностным Судией. Подведем некоторые итоги. Как мы рассмотрели, вера в Карму несовместима с верой в личностного Бога, в искупительную Жертву Христа, в Его ходатайство перед Отцом, в прощение грехов. Представление о карме является неотъемлемой частью мировоззрения, диаметрально противоположного христианскому, мировоззрения, никакие элементы которого не могут быть согласованы с библейским теизмом. Чтобы принять представление о карме, нужно последовательно отвергнуть все, что составляет Благую Весть, более того, как ни страшно это звучит, отвергнуть Христа , как нашего Искупителя и Ходатая, как того, кто имеет власть прощать грехи. А поверить во Христа - значит отвергнуть веру в карму. Нередко люди расстраиваются и обижаются, когда им говорят об этом выборе - или-или, и со Христом, или с языческими представлениями о карме, переселении душ и тому подобном. Конечно, мы должны быть предельно мягкими, кроткими и снисходительными, беседуя с людьми, которые пытаются говорить и своей вере во Христа, и о своей вере в Карму. Но мы не должны и не можем делать одного - лгать. Не мы, а Христос ставит людей перед выбором
Об этом выборе прекрасно сказал Джон Толкин - известный, как автор “Властелина колец”, и, менее известный как ревностный христианин-католик, друг К.С.Льюиса, повлиявший на его обращение. Нужна фантастическая воля к неверию, - пишет он, - чтобы предполагать, что Иисуса никогда "не случалось" в действительности, и еще более фантастическая - чтобы считать, будто Он никогда не говорил того, что за Ним записано, то есть таких слов, каких никто из живших тогда в мире людей даже и выдумать не смог бы - например, таких: "Прежде, чем был Авраам Я есмь" (Иоанн, 8) или таких: "Видевший Меня видел Пославшего Меня" (Иоанн, 10), или о Св.Таинах у Иоанна (6): "Тот, кто ест мою плоть и кровь мою пиет, будет иметь жизнь вечную". Поэтому мы должны либо поверить в Него и в то, что Он говорил, и принять на себя все последствия этой веры, либо же отвергнуть Его и Его слова - и принять на себя все последствия такого шага. Евангелие призывает нас поверить во Христа и в то, что Он говорил - в то, что он говорил о Своем Божестве, в то, что Он говорил о Своем искупительном служении, в то, что Он говорил о Своей власти прощать грехи. А это значит - отказаться от веры в карму. Христос пришел освободить несчастных, порабощенных суевериями язычников - и тех, кто страшится бога грома, и тех, кто боится болотных духов, и тех, кто живет в страхе сглаза и порчи, и тех, кто озабочен “диагностикой кармы”. Так же как и в Апостолькие времена, провозглашается Благая Весть
Нет нужды задабривать злых духов; нет нужды искать покровительства у деревянных идолов; нет нужды беспокоится о карме. Христос говорит: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Евангелие призывает нас довериться Тому, кто искупил нас Своей кровью, Тому, кто дарует нам прощение и вечную жизнь, которого ни закон кармы, ни какие-либо иные языческие вымыслы не могут нас лишить. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Другие материалы по апологетике
|
|