Иисус не был гуру.


Ссылки по теме:

Может ли Бог отменить карму?

Вопросы о карме и реинкарнации

В этой статье, или, вернее, заметке, я хотел бы обратить внимание на явление, с которым приходится сталкиваться все чаще - использование имени Иисуса для проповеди нехристианских доктрин. Мы, россияне, (как и вообще европейцы) живем в культуре, сформировавшейся под влиянием христианства. В культуре, где человек, вовлеченный в духовный поиск, неизбежно вспоминает Имя, много раз запечатленное в нашей истории, литературе, языке, архитектурном облике наших городов - имя Иисуса Христа. Даже люди, далекие от Церкви, далекие от сколько-нибудь серьезной христианской веры, обычно относятся к Иисусу Христу со смутным почтением, как к Кому-то достойному доверия.

Ситуация, когда с одной стороны, человек относится к Иисусу с некоторым почтением, а с другой - Евангелия не читал и очень смутно представляет себе, что же там сказано, делает людей практически беззащитными перед лицом обмана.

Как христиане, мы призваны свидетельствовать о нашем Господе; а эта обязанность включает в себя не только провозглашение истины о Нем, но и разоблачение неправды - неправды о Нем и неправды от Его имени. Иногда люди говорят неправду об Иисусе, находясь в искреннем заблуждении; иногда мы вынуждены признать, что ситуация в гораздо большей степени напоминает сознательный обман - если не со стороны рядовых членов тех или иных религиозных движений, то, по крайней мере, со стороны руководства. 

В этом случае нам всех - как христианам, так и нехристианам - стоит задуматься, стоит ли нам доверять духовным лидерам, которые говорят неправду в этом вопросе. Разумно предположить, что они говорят неправду и в другом. 

Беседуя с кришнаитами (на улице или в интернет-форумах) я всегда задавал им вопрос, центральный для христианина - вопрос об Иисусе Христе. Обычно мои собеседники дружелюбно улыбались и говорили “Вы христианин? Очень хорошо! Мы чтим Иисуса Христа, как Сына Божия, приходите к нам!”

- Так Вы верите в Иисуса Христа?

- Да!

- Вы верите Евангелию?

- Да!

Первое время я удивлялся - надо же, представители явно нехристианской религии, которые согласны с Евангелием (да и вообще со всем согласны, от них трудно услышать слово “нет”). Люди, которые дружелюбно улыбаются, не спорят, не осуждают - какой, однако, пример для нетерпимых и узких христиан! Разговор продолжается, я выражаю свое удивление, мне отвечают с приветливой улыбкой:

- А Евангелие ни в чем не противоречит вайшнавизму (так кришнаиты называют свое учение)

Потом беседа входит в следующую стадию - я пытаюсь понять, как именно можно “верить Евангелию” и следовать при этом нехристианской религии. Я достаю из сумки Библию и спрашиваю - а вот этим словам Иисуса в Евангелии Вы верите? А вот этим?

Далее события развиваются с некоторыми вариациями:

- Ну Вы же понимаете, что это надо понимать символически, иносказательно...

- Ну ведь евангелисты были просто люди, и они не совсем правильно поняли Иисуса...

- Я же верю нашим, ведическим писаниям, а они говорят, что Иса ни в чем не противоречил вайшнавизму.

Я несколько ошарашенно спрашиваю:

- Ребята, Вы же две минуты назад сказали, что верите Евангелию, а теперь, когда Вам приводят конкретные слова этого самого Евангелия, говорите - нет. Что же, получается, Вы солгали?

Собеседники терпеливо объясняют мне, что они не солгали, и вообще, всякая ложь в их учении считается грехом. Я смущенно отхожу. С одной стороны, мне явно лгали; с другой - попытки указать на это кончались ничем. Мне продолжают тренированно улыбаться, и все.

Я понимаю, что нельзя строить свое представление о вероисповедании в целом по беседам с отдельными его представителями. Даже если все встреченные мною представители вели себя именно так. В конце концов, и христианам случается впадать в грех неправдоглаголания и вести миссионерскую работу недолжными методами. Поэтому, после очередной такой беседы я решил узнать, так сказать, официальную позицию Общества Сознания Кришны по этому вопросу. Материалы, которые я обнаружил на кришнаитских сайтах, отзывались о Библии (как, впрочем, и о Коране) с большим почтением. Библия, и, в ряде случаев святоотеческие творения охотно цитировались в проповедях кришнаитских духовных учителей; на Иисуса ссылались, как на авторитетного духовного наставника. 

Наконец, я нашел то, что искал - выступление основателя Международного Общества Сознания Кришны, Шрилы Бхактиведанта Свами. Выступление озаглавлено “Иисус был Гуру”, ему предпослан подзаголовок

В этом эссе духовный лидер ISKCON признает Господа Иисуса Христа “сыном Бога, представителем Бога... нашим гуру... духовным учителем” и тем не менее подвергает резкой критике тех, кто сегодня провозглашает себя последователями Христа...
Это небольшое эссе помогло мне понять поведение моих кришнаитских собеседников; я думаю, всем, кто столкнулся (или еще столкнется) с кришнаитской проповедью, полезно с ним ознакомиться. Полностью его можно прочитать здесь.
В “Шримад-Бхагаватам” утверждается, что любой настоящий проповедник сознания Бога должен обладать двумя качествами: титикшей (терпимостью) и каруной (состраданием). В характере Иисуса Христа есть оба этих качества. Он был настолько терпим, что даже когда его распинали, никого не осуждал. И он был так сострадателен, что молил Бога простить тех самых людей, которые пытались убить Его. (Разумеется, они не могли на самом деле убить его. Но они думали, что Его можно убить, и потому совершали великое оскорбление.) Когда Христа распинали, он молился: “Отче, прости им, ибо они не ведают, что творят”.

(Выделено мной). Автор, вроде бы, ведет речь об Иисусе, восхваляет Его добродетели, и, как бы между прочим, замечает: “Разумеется, они не могли на самом деле убить его. Но они думали, что Его можно убить, и потому совершали великое оскорбление.” Иисус, оказывается, и не думал умирать за наши грехи. Но любой человек, читавший Евангелие, помнит, что Сам Иисус много раз говорит о Своей смерти

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

(От Матфея 17:22,23, см. так же Мар.9:31, Мар.10:34, Лк.18:33 и т.д.)

Иисус говорит о Своей искупительной Смерти как о цели Своего прихода:

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)

Беда в том, что кришнаитская проповедь рассчитана на тех, кто Евангелия не читал. Но как же сам Шрила Бхактиведанта Свами? Неужели он не знал, как резко его слова расходятся с тем, что говорит Сам Иисус?

Но продолжим рассморение его эссе:

Проповедник сознания Бога - друг всем живым существам. Господь Иисус Христос явил собой пример этого, дав заповедь “не убий”. Но христиане предпочитают неверно истолковывать это указание. Они думают, что у животных нет души, поэтому они могут безнаказанно убивать миллиарды невинных животных на бойнях. Таким образом, хотя многие люди называют себя христианами, очень трудно найти среди них того, кто строго следовал бы наставлениям Господа Иисуса Христа... Иисус Христос учил: “Не убий”. Но его нынешние последователи решили: “Все-таки мы будем убивать”, - и открывают огромные, оснащенные по последнему слову техники современные бойни. “Если в этом и есть грех, Христос пострадает за нас”. Нет ничего отвратительнее, чем думать таким образом.

Заповедь “не убий”, на самом деле, дана Моисеем, ну да ладно, обратим внимание на другое - Иисус в подаче Шрила Бхактиведанта Свами выступает вегетарианцем; христиане порицаются именно за употребление в пищу мяса. В самом деле, вайшнавизм проповедует строгое вегетарианство; чтобы объявить Иисуса “гуру”, его необходимо записать в вегетарианцы. Но Евангелие свидетельствует, что Иисус вегетарианцем не был:

Иисус ел рыбу

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. (От Луки 24:41-43)

В положительном контексте говорил об употреблении в пищу мяса:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. (От Матфея 22:2-4)
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. (От Луки 15:21-24)

В самом деле, обычаи Его народа предполагали употребление в пищу мяса во время праздничных трапез, Иисус против этого не только не возражает, но и сравнивает Царство Небесное с мясным пиром.

Это может показаться второстепенным вопросом, но мы говорим не том, можно ли есть мясо, а о том, говорит ли Шрила Бхактиведанта Свами правду об Иисусе; заслуживает ли он доверия как духовный наставник. Сейчас мы перейдем в вопросу гораздо более важному, чем вопросы кулинарии.

Уже были приведены слова Иисуса о том, что

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.(От Марка 10:45)

Само Евангельское возвещение состоит в том, что “Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых”:

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1-е Коринфянам 15:1-4)

Устанавливая Таинство Евхаристии, Господь Иисус говорит:

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (От Луки 22:19,20)
Шрила Бхактиведанта Свами, как уже было отмечено выше, энергично отрицает, что Иисус умер за наши грехи:
Допустим, человек, любимый сын своего отца, совершил убийство и думает: “Если мне за это полагается какое-то наказание, за меня может пострадать мой отец”. Разве закон допустит это? Если убийцу арестовывают, а он говорит: “Нет, нет. Освободите меня и арестуйте моего отца; я - его любимый сын”, - исполнят ли представители полиции просьбу этого глупца? Совершил убийство он, а думает, что наказание должен понести его отец! Здравое ли это предложение? Нет. “Вы совершили убийство - вы и будете повешены”. Аналогично этому, если вы совершаете греховные поступки, то и страдать за них должны сами, а не Иисус Христос. Таков закон Бога.

Что же сказать на это? Шрила Бхактиведанта Свами говорит явную, легко проверяемую неправду. Он вводит своих слушателей в заблуждение относительно того, чему учил (и что делал) Иисус Христос.

Может быть, он говорит это по неведению. Но тогда его поведение поражает своей безответственностью - он говорит от имени Иисуса, даже не читав Евангелия. Странно, что он так и не прочел Евангелия за все время, пока он проповедовал в христианском мире. Еще более странно, что никто их христиан его не поправил - тем более, что, как он пишет, он встречался и беседовал с христианскими священнослужителями. 

Возможно, некоторые кришнаиты искренне думают, что Евангелие учит тому же, что и чему и Шрила Бхактиведанта Свами, а прочитать само Евангелие лень; но во многих случаях это явно не так. Те же люди, которые говорили Вам о своей вере в Евангелие, через пять минут станут говорить, что евангелисты ошибались, не поняли Иисуса, привнесли свои мысли и вообще правда об Иисусе у них в Бхавишйе Пуране. Что же, на Ваших глазах произошла величайшая драма? Человек, пять минут назад верующий, внезапно утратил веру в Евангелие? Да нет. Больше похоже на то, что пять минут назад он Вам просто сказал неправду..

Неприятно сталкиваться с таким фактом, но это факт. Кришнаитское руководство побуждает своих адептов говорить неправду о Евангелии, в расчете на то, что правды люди не знают.. К сожалению, и в России, и на Западе этот расчет вполне может оказаться верным. Большинство людей, даже называющих себя христианами, Евангелия не читали. И, что особенно печально, не собираются.

Я не могу понять, что побуждает кришнаитов поступать таким образом. Я не был кришнаитом и не знаю ситуацию изнутри. Я могу только констатировать факт. Говоря о своей вере во Христа, вере в Евангелие эти люди просто вводят собеседников в заблуждение относительно своих взглядов и намерений.

И тут бессмысленно спрашивать “Как же эти евангелисты не ошибались пять минут назад, когда Вы рассказывали в своей вере этому самому Евангелию, вере словам Иисуса Христа, когда Вы рассказывали про свою веру в Сына Божия?”. Это не ошибка и не нравственное споткновение отдельного человека. Это общепринятый образ действий. Начиная с Шрилы Бхактиведанты Свами.

Мне вспоминается один курсантский анекдот. Офицер говорит курсантам: “Вы выпрыгиваете из самолета, дергаете за кольцо, открывается парашют, вы приземляетесь, потом Вас подбирают автобусы”

Через двадцать минут курсант выпрыгивает из самолета, дергает за кольцо, парашют не раскрывается. “Так - думает он - с парашютами нас обманули. Интересно, как с автобусами?”

Думаю, для многих сейчас самое время задуматься. “Так, с “Иисусом” гуру и вегетарианцем нас обманули. Интересно, как с райскими планетами?” 

Сергей Худиев

Христианская Библиотека

Христианкая Апологетика

Другие материалы по апологетике

Напишите нам

Hosted by uCoz