Христос умер за грехи наши – что это значит?

 

Апостол Павел формулирует Благую Весть такими словами:

 

     Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1-е Коринфянам 15:1-4)

 

   Сам Господь Иисус так определяет цель Своего прихода

 

     Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)

 

"На час сей я пришел" Он говорит о часе Своей смерти (Ин.12:27). Центральное событие нашей веры - смерть и воскресение Христа; и мы должны, насколько Богу было угодно открыть нам это, осознать смысл этого события.

 

 

   Чуть выше мы процитировали слова Господа, где Он говорит, что Он отдаст свою жизнь как выкуп (греч "литрон") за многих. Среди других высказываний Господа о Своей смерти обращают на Себя внимание Его слова:

 

     ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. (От Луки 22:37)

 

   Господь цитирует здесь 53 главу книги пророка Исаий, указывая, что пророк говорил о Нем. Вообще в Новом Завете более двадцати ссылок на эту главу - и для Самого Иисуса, и для Апостолов именно в ней содержался ответ на вопрос, "зачем Иисусу надлежало умереть?". Эта глава рассказывает об отверженности, унижении и смерти Божьего служителя, который становится ходатаем за грешников; но мы обратим особенное внимание на то, что этот текст говорит о цели, с которой Господь Иисус взошел на крест. Процитируем эту главу полностью:

 

     Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Исаия 53:1-12)

 

   Слова Апостола "Христос умер за грехи наши, был погребен и воскрес" - это близкий к тексту краткий пересказ этой главы. Вообще, говоря о спасительный деяниях Христа, Апостолы, прежде всего, используют оборот "Христос умер за грехи наши" и синонимичные ему:

 

     Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1-е Петра 2:24)

 

     Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, (1-е Петра 3:17,18)

 

     И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. (1-е Иоанна 3:5)

 

     Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. (К Римлянам 4:25)

 

     Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, (1-е Коринфянам 15:3)

 

     Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего

 (К Галатам 1:4)

 

   Что имели в виду Апостолы, говоря о том, что Христос умер за наши грехи? В обычном, общепринятом словоупотребелнии умереть за преступление - значит понести наказание за это преступление. Имели ли ли Апостолы в виду что-то другое? Что в Писании обозначает оборот "умереть за/пострадать за/понести на себе  грех"? Приведем примеры:

 

     и возложат на вас ваше распутство, и понесете наказание за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Господь Бог. (Иезекииль 23:49)

 

     Вот конец тебе; и пошлю на тебя гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои. (Иезекииль 7:3)

 

     Вот, скоро изолью на тебя ярость Мою и совершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои. (Иезекииль 7:8)

 

 

     тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (3-я Царств 8:32)

 

   Для священнописателей возложить на человека грех - значило осудить и наказать его за этот грех. Пострадать за грехи - значило подвергнуться наказанию за эти грехи. Прямой смысл того, что Писание говорит о смерти Христа - Христос понес на Себе осуждение и наказание за наши грехи. Как с предельной ясностью это выражено у пророка Исайи:

 

за преступления народа Моего претерпел казнь. (Исаия 53:8)

 

   Это возвещение может быть понято только в рамках теистической картины мира - лишение Царства Божия есть акт Божьего осуждения. Закон Божий возлагает проклятие на тех, кто избирает путь греха и противления:

 

     Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. (Второзаконие 11:26-28)

 

   Как свидетельствует Апостол (Рим.3:20) мы все согрешили и навлекли на себя это проклятие; Благая Весть состоит в том, что за грешников это проклятие понес на Себе Невиновный:

 

     Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - (К Галатам 3:13)

 

   В гефсиманской молитве Христос просит пронести Чашу мимо него,

 

     и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (От Марка 14:36)

 

   И это напоминает нам о той чаше гнева, суда и наказания Божия, которую надлежит пить грешникам - и которую Искупитель пьет за нас:

 

     но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. (Псалтирь 74:8,9)

 

     Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. (Исаия 51:17)

 

     Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: "пади ниц, чтобы нам пройти по тебе"; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих. (Исаия 51:22,23)

 

     Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из нее все народы, к которым Я посылаю тебя. (Иеремия 25:15)

 

      Если же они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф: вы непременно будете пить. Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф. (Иеремия 25:28,29)

 

     Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить [чашу]. (Иеремия 49:12)

 

     Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее. Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения - чаша сестры твоей, Самарии! (Иезекииль 23:32,33)

 

      Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою. (Аввакум 2:16)

 

      И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; (Откровение 14:9,10)

 

     И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков. (Откровение 15:7)

 

     И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. (Откровение 16:19)

 

В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единородного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью так, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью, благословением и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага полностью принадлежат нам:

 

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21).

 

   Как временные, так и вечные бедствия, постигающие грешников, Писание приписывает суду и гневу Бога на человеческий грех.  Господь говорит о том, что цель, с котрое была излита Его кровь - прощение наших грехов:

 

     ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (От Матфея 26:28)

 

   Об этом же говорит послание к Евреям:

 

     Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)

 

св.Филарет, митр.Московкий, так пишет в своем "Пространном Катехизисе"

 

     Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

(Святитель Филарет (Дроздов) Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви)

 

   Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21).

   Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские времена под "браком" понимались прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага. Как пишет св.Иоанн Златоуст

 

     Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. "Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? "Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва",- говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. "Поношения поносящих Ти,- говорит Псалмопевец,- нападоша на мя"(Пс. 65:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом? "И основание этих благ - настоящий день, когда Христос, как бы взяв начаток естества нашего, вознес его Владыке. Как бывает с плодоносными полями, когда кто-нибудь, взяв немного колосьев, сделав малый сноп и принесши его Богу, этой малой честью низводит благословение на всю ниву, так поступил и Христос: одной плотью Своей, как начатком, Он низвел благословение на весь род наш"св. Иоанн Златоуст. Беседа на Вознесение//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т.2. Кн. 1. С. 494-495 .

 

   Именно это такое представление об Искуплении - Христос понес наказание за наши грехи, чтобы мы могли обрели благословение в Его праведности - и называют "юридической теорией Искупления".

 

Предыдущая глава

К другим электронным публикациям

На главную страницу

Hosted by uCoz