Ответ на статью Светланы
Клишиной На "нет"
(Московские Новости, 26.11.2002)
Итак, в
очередной раз установлено, откуда происходят репрессии, пытки, войны, терроризм
и вообще все невзгоды и вся беда - от веры в Бога и от людей, которые эту веру
исповедуют. Дети и внуки нынешних правоверных мусульман и дети и внуки
нынешних правоверных христиан будут колошматить друг друга до тех пор, пока в
мире не останется ни одного мусульманина и ни одного христианина. Пока вы не избавитесь от верующих, войны и
насилие будут продолжаться. Это очень естественная для человека попытка
объяснить мировое зло - или какие-то конкретные его проявления. Есть какая-то
группа людей, которые во всем виноваты. Есть какая-то группа, которая всегда
будет оставаться угрозой для честных граждан. У вас не будет мирной,
процветающей и спокойной жизни, пока вы от них (негров, евреев, капиталистов,
кулаков, тупоконечников, или, в данном случае - верующих в Бога) не избавитесь.
Есть только один способ достичь мира - добиться того, чтобы в мире не
осталось ни одного мусульманина и ни одного христианина. Просто неудачная
фраза? Боюсь, что нет.
Все страны
массового атеизма были странами кровавых тираний и массовых репрессий; таков
исторический факт, и о нем стоит задуматься. Не было ни одного решительно
атеистического движения, которое, придя к власти, не залило бы свою страну кровью. Французская революция, мексиканская, незаслуженно забытая (и это
пугает!) русская - больше чем
достаточно примеров того, что происходит, когда люди, желающие освободить
народы от веры в Бога, хоть на какое-то время становятся у власти. Уроки
истории забывать не стоит. Стоит подумать, почему это так.
Ведь те, кто
готовил и совершал атеистические революции, вовсе не были кровожадными
садистами или циничными негодяями, хотевшими только власти. Большинство из них
искренне хотело, как лучше. Почему же все, начавшие со светлых мечтаний о
Царстве Разума и Свободы, заканчивали ГУЛАГами, массовыми расстрелами
заложников, или, в лучшем случае, непрерывно работающими гильотинами?
Существует ли связь между атеизмом и террором, или террор - это нечто
привнесенное, нечто, случайно наложившееся на светлую атеистическую идею? Это
можно проверить по методу, который в науке называется методом контрольной
группы. Например, в группе из 100 человек 50 получают новое лекарство, 50 -
пустышку. Если на протяжении недели 40 людям из первой группы и 10 - из второй
стало лучше, мы можем констатировать определенную связь между приемом лекарства
и улучшением самочуствия. Давайте попробуем тот же метод и сопоставим уровень
жестокости, насилия, пыток и террора в обществах, которые получили эффективную
дозу атеизма и в тех обществах, которые не получили. Да, жестокости, войны и
террор были и в неатеистических обществах. У Вас может быть больная печень,
даже если Вы и не пьете водки. Но давайте сопоставим уровень насилия в
атеистических и неатеистических обществах. Давайте сопоставим, например,
"свинцовые мерзости царского режима" (который я вовсе не собираюсь
идеализировать) и то, что последовало за ним.
Это
исторический факт - мы не можем найти такую атеистическую страну, которая не
была бы при этом страной кровавой диктатуры и массовых репрессий. Почему? Я
думаю, ответ - в том взгляде на историю и на человеческую природу, который
неизбежно связан с атеизмом. Для христианина то Царство Божие, которое он
полагает целью своей жизни, осуществится не в результате человеческих усилий, а
в результате сверъествесвенного вмешательства Бога. Никакие человеческие силы
не могут помешать Богу установить это Царство, и не могут помешать верующему,
личным покаянием и верой, в него войти. Если сосед у меня - воинствующий
атеист, все, что он может сделать - это лично за себя отказаться войти в это
Царство. Он никак не угрожает ни Царству, ни лично моему спасению.
Другое дело
для атеиста, который ожидает Царства Добра и Правды, которое носит
принципиально посюсторонний характер. (Конечно, отдельно взятый атеист может
никакого светлого Царства и не строить, но когда атеисты становятся
организованной силой, строительство Царства неизбежно.) Это Царство должно быть
осуществлено человеческими усилиями, и злонамеренные люди вполне могут помешать
его наступлению. Злонамеренные - это те, кто не разделяют светлой атеистической
идеи, то есть, прежде всего - верующие. Дети и внуки нынешних правоверных
мусульман и дети и внуки нынешних правоверных христиан будут колошматить друг
друга до тех пор, пока в мире не останется ни одного мусульманина и ни одного
христианина. Чтобы установить Светлое Царство Добра и Разума, нужно, как
говорит автор статьи, добиться, чтобы в мире не осталось ни одного
мусульманина и ни одного христианина, или, как говорят люди более
сдержанные, чтобы влияние религии было сведено на нет. Как же этого добиться?
Ну, поначалу - агитацией. Пускай атеистические лекторы объясняют массам, как
нелепа, антинаучна и зловредна религия. Но это мало помогает, пототому что
верующие выдвигают из своей среды ученых, которые объясняют, как нелеп,
антинаучен и зловреден атеизм. И вообще верующие упираются и добрых слов атеистических
агитаторов слушать не хотят. Что же делать? Строители Светлого Царства люди,
конечно, не кровожадные, а, напротив, великие гуманисты, но что же делать великим гуманистам, если
враг не сдается? Если добрые слова не помогают? Мы знаем, что происходило, и
что произойдет в будущем, если дать этому случиться: "Ваше слово, товарищ
Маузер".
Да, отдельно
взятые атеисты могут быть борцами за мир, искренними противникам любого
насилия, но когда атеизм проникает в массы, масштабное насилие неизбежно.
Это неизбежно
- если Светлое Царство, которое Вы ищете, носит посюсторонний характер, у Вас
будут враги, которые будут мешать Вам его строить - не обязательно активно,
просто самим фактом своего существования. И Вам придется с ними что-то делать.
А по-хорошему уговорить удастся немногих. Вы либо отказываетесь от
строительства Светлого Царства, либо отправляете их в ГУЛАГ. В исторической
реальности все приводило именно к ГУЛАГу. Между
атеистами и мусульманскими экстремистами в этом отношении существует
определенное сходство. Те и другие стремятся к посюстороннему Царству Добра и
Правды. Террористы стремятся здесь, в веке сем и человеческими силами покорить
человечество Шариату (как они его понимают). И у них возникает ровно та же
проблема, что и у атеистических строителей Царства - явно не все в это Царство
хотят. И решают они ее, в общем, теми же методами, которыми решали ее
атеистические режимы. Делают они это, потому, что в них слишком много веры? Да
нет, как раз потому, что в них слишком много атеизма. Стали бы шахиды идти на
смерть без веры в рай? Да еще как! Если мы хоть немного знаем историю нашей
страны, мы помним больше чем достаточно таких "атеистических
шахидов".
Еще
одна причина, по которой массовые атеистические движение неизбежно будут
сползать к насилию (как это, напомню, всегда происходило) - взгляд на природу
зла.
Для
христианина источник всего мирового зла - от мировых войн до распадающихся
браков - в том, что человечество противопоставило себя своему Создателю.
Нравственная природа человека глубоко повреждена грехом, как говорит пророк Лукаво
сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иеремия
17:9). Корень зла - не в неграх,
евреях, капиталистах или верующих. Корень зла в том, что человеческое сердце
вообще испорчено грехом. Если Вы христианин и верите в то, что грех коренится в
поврежденной человеческой природе, Вы будете ясно понимать, что Вы не можете
решить эту проблему человеческими средствами; Вы можете только постараться
свести разрушительные последствия греха к минимуму. Вы знаете, что власть
склонна к тирании - и Вы стремитесь к
разделению властей; Вы знаете, что власть развращает - и Вы стремитесь к тому,
чтобы власть была выборной, сменяемой и
подконтрольной обществу; Вы знаете, что, опять же, из-за испорченности
человеческого сердца торговать наркотиками всегда будет выгоднее, чем
аспирином, и Вы стремитесь к созданию законов, которые бы обуздывали быстро
прорастающее зло. При этом Вам ясно, что полностью общественного зла вы не
искорените, и что Вы сами - грешник, склонный совершать самые страшные ошибки
именно тогда, когда не сомневаетесь в своей правоте. В этом случае Вы прекрасно
понимаете, что устранив христиан и мусульман, Вы не устраните войн - потому что
корень войн не в христианах или мусульманах, он - в испорченном человеческом
сердце.
Если
Вы принадлежите к организованному атеистическому движению - Вы неизбежно верите
в то, что зло в человеческой природе является чем-то привнесенным - людей
испортил квартирный вопрос (лживые попы, несправедливый строй и т.д.). Вы
можете решить проблему зла, устранив, соответственно, строй или попов или
что-то еще, в чем Вы видите его причину. Как пишет автор статьи, чтобы
водворить мир, надо устранить христиан и мусульман. А устранить
"виновную" группу людей путем кротких увещеваний пока еще никому не
удавалось.
Характерен в
этом отношении основной упрек, который атеисты - и, в частности автор статьи -
предъявляет Богу. "Если Бог не отвечает за злодеяния, а главное - не
хочет их предотвратить, то зачем нам нужен такой Бог?" Но каким же это
образом Бог должен быть виноват в последствиях нашего выбора и нашего поведения?
Позиция атеиста, который отвергает Бога из-за зла и страдания в мире, выглядит внутренне противоречивой - с
одной стороны, люди яростно отвергают Бога и выбирают свои собственные пути, о которых
Он предупреждал, что ни к чему хорошему они не приведут, а потом Бога же и обвиняют
в том, куда они пришли. Но это - очень глубокий симптом. "В моих бедах и
бедах других людей виноват, во всяком случае, не я". Виноват Бог, поэтому
Его надо отвергнуть, виноваты христиане и мусульмане, которых надо извести до
последнего человека, но я - не виноват. А последствия такого умонастроения мы
видели. Жалко только, что скоро забыли.
Сергей Худиев. 26.11.02
К другим электронным публикациям