Вера и дела в христианской жизни

 

Евангелие - шокирующая новость.

Испорченные и виновные.

Хорошая новость для плохих людей.

Сначала спасение, потом - дела.

Союз со Христом.

Евангелие - шокирующая новость.

Вопрос - “чем спасается человек - верой или делами?” всегда вызывал горячие споры, и неудивительно - он затрагивает самую острую проблему человеческого существования - как мне быть оправданным перед Богом? Как сделать так, чтобы Бог меня принял?

Вопрос о вере и делах исключительно важен еще и потому, что исследуя его, мы обнаруживаем шокирующую разницу между тем, что мы инстинктивно, “по умолчанию” привыкли считать правильным и самоочевидным и тем, что говорит Евангелие. У каждого из нас есть некое стихийное представление о Боге и наших с Ним отношениях, представление, в котором нам самим не придет в голову сомневаться, которое кажется чем то совершенно несомненным: человек спасается делами. Бог примет хороших людей и отвергнет плохих. Постарайся быть хорошим человеком и Бог тебя примет. Старайся делать людям добро, удерживайся от зла, выражай свое благоговение перед Богом, посещая богослужения и так далее - и это даст тебя надежду (хотя, конечно, не уверенность), что Бог сочтет тебя достаточно хорошим для Небесного Царства. Это кажется настолько очевидным, что люди предполагают, что Евангелие учит тому же самому - а разве оно может учить другому?

Часто вера рассматривается как что-то, важное лишь постольку, поскольку помогает человеку вести праведный, нравственно здоровый образ жизни. Один поклонник оккультной философии Рерихов, с которым я спорил в интернете, выразил это распостраненное убеждение словами:

"Вера без дел мертва есть." И судить нас будут по делам, а не по знанию цитат из Священного Писания. По степени праведности нашей жизни.

Приводя слова Писания, я старался убедить моего собеседника, что невозможно совмещать веру во Христа и оккультно-теософские увлечения. Он ответил то, что люди говорят часто - не важно, во что Вы верите; важно, как Вы себя ведете. Это обычная позиция неверущего.

Позиция многих христиан выглядит по-другому. Несомненно, важно придерживаться богооткровенной истины; но Ваши отношения с Богом, и Ваша вечная участь определяется тем, как Вы себя ведете. Наши отношения с Богом и наше вечное спасение строится на нашем поведении.

Это кажется самоочевидным; мы можем найти в Писании множество подтверждений той точки зрения, что спасение человека определяется его поведением:

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. (Второзаконие 11:26-28)

Скажите праведнику, что благо [ему], ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за [дела] рук его. (Исаия 3:10,11)

Бог действительно благословит хороших людей и проклянет плохих; Он действительно воздаст благом за добро и мучением за зло. На этом фоне проповедь оправдания верой, независимо от дел закона, выглядит явной ересью. Единственная причина, по которой мы не можем признать его ересью и на этом успокоиться - именно это учение проповедовали Апостолы:

Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. (К Римлянам 3:28)

Можно попытаться сделать вид, что Апостолы имели в виду что-то другое, и “оправдание верой” на самом деле подразумевает какую-то форму оправдания делами - но сами тексты Писания не дают возможности толковать их таким образом. Самоочевидное представление о том, что мы можем построить наши отношения с Богом на нашем хорошем поведении - трагически ошибочно; при всей его самоочевидности это - пагубное заблуждение, которое может привести нас к проклятию и погибели:

а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. (К Галатам 3:10)

В чем же дело? Разве Бог не обещал Свое благословение хорошим людям, тем, кто поступает правильно, искренне стремится к добру, проявляет любовь к Богу и ближнему? Конечно обещал. Но к нам это обещание не относится. Мы - плохие люди.

Испорченные и виновные.

Давайте представим себе, что некий эксцентричный миллионер решил подарить миллион долларов человеку, который ни разу в жизни не солгал; претенденты должны обратится к нему, а он наймет детективов, чтобы выяснить, действительно ли этот претендент всегда говорил только правду. Детективы поднимут все документы, относящиеся к его жизни - начиная со школьных дневников, опросят всех, кто его когда-либо знал, проверят все сведения, которые когда-либо и куда-либо представлял этот человек - и, если будет установлено, что никаких фактов обмана в его жизни не установлено - никаких подчисток в дневнике за третий класс, никаких фальшивых справок о болезни, никаких попыток пройти в метро по чужому студенческому билету, ни одного слова лжи никогда никому - он получит свой миллион.

Ну что, Вы готовы подать заявку на свой миллион? Я нет. Боюсь, детективы не потратят много времени, разыскивая ложь в моей жизни... И вообще этот миллионер вряд ли намного обеднеет со своей раздачей миллионов...

Закон Божий действительно обещает благословение хорошим людям. Тем, кто всегда следует заповедям. Вот только получить это благословение мне не легче, чем получить миллион в приведенном мной примере. На самом деле, тяжелее. Закон осуждает любой грех (а не только ложь), и Бог не нуждается в детективах (которые все равно не смогут узнать все). Бог знает все, абсолютно все. Я не смогу представить Ему ту версию событий, которая меня бы больше устроила. Он знает правду. Давайте вспомним Его слова:

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. (Второзаконие 11:26-28)

Реальное положение дел таково, что мы - я, и, боюсь, Вы - не послушались заповедей Господа, Бога нашего и уклонились от пути, который Он заповедал. Мы являемся наследниками проклятия, а не благословения. Слово Божие застает нас не в каком-то нейтральном положении, откуда мы могли бы - если захотели - начать восхождение к вершинам праведности или нисхождение в пучину греха; оно застает нас уже в пучине греха. Будучи грешниками, мы уже находимся под проклятием, уже осуждены.

Священное Писание подтверждает истину, о которой - возможно, только в редкие минуты просветления - нам свидетельствует совесть: мы виновны и осуждены в глазах Бога. Нет никакой неопределенности в исходе последнего Суда, если мы будем судимы по нашим делам - мы осуждены.

Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.(К Римлянам 3:9-12)

Заповеди Божии помогают нам увидеть огромную пропасть между тем, кем мы должны быть (и как мы должны себя вести) и тем, кем мы являемся (и как мы себя ведем) на самом деле.

В стихотворении А.С. Пушкина, написанном по мотивам книги Беньяна "Путь паломника" есть такие строки:

И тяжким бременем подавлен и согбен,
как тот, кто на суде в убийстве уличен

Закон уличает в преступлении; мы видим заповеди и видим, что мы их нарушили; видим путь и понимаем, что мы с него совратились. Нам нечего сказать в свое оправдание.

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. (К Римлянам 3:19,20)

Никто - ни один человек - не может получить оправдание по Закону. Закон Божий свят; Он отражает совершенную праведность Бога. Мы не праведны. Не нужно отряжать детективов, чтобы это установить.

Нам известен приговор, который провозглашает Бог - виновны. Весь мир становится виновен пред Богом. Не нужно ждать страшного Суда, чтобы услышать приговор. Слово Божие доносит до нас его с предельной ясностью. Виновны.

Хорошая новость для плохих людей.

Главный вопрос в споре между "спасением верой" и "спасением делами" это вопрос о том, кому возвещается Евангелие, и что это Евангелие из себя представляет. Слово "евангелие" по-гречески значит "благая весть". К кому обращена Благая Весть? Господь Иисус и Его Апостолы отвечают - к грешникам:

Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (От Матфея 18:11)

Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. (От Луки 5:31,32)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. (1-е Тимофею 1:15)

Евангелие не имело бы смысла по отношению к хорошим людям - это весть о Божием прощении, весть, обращенная к людям плохим. Это амнистия, провозглашаемая осужденным; амнистия не имеет смысла по отношению к тем, кто не осужден.

Ясное определение того, в чем состоит Благая Весть, мы можем найти у Апостола Павла:

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1-е Коринфянам 15:1-4)

Снова и снова Апостолы провозглашают Благую Весть - нам возвещается прощение грехов, потому, что за нас умер Невиновный:

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира. (1-е Иоанна 2:2)

[Христос] Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. (К Римлянам 4:25)

Христос умер за грешников, понеся на Себе их осуждение и проклятие:

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - (К Галатам 3:13)

Смерть на кресте была не только крайне мучительной, она символизировала Божье проклятие - считалось, что человек, который умирает такой смертью, проклят Богом. Это проклятие, которое тяготело на грешниках, и которое Христос понес на Себе. Постоянно - и с предельной ясностью - Пророки и Апостолы говорят о том, что наше осуждение было возложено на Иисуса Христа:

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Исаия 53:5-8)

Приведу пример. Допустим, я серийный убийца. Я виновен в смерти десятков людей. Меня должны поймать и наказать по закону. Я могу делать разные вещи. Я могу пытаться загладить мои преступления добрыми делами - подавать нищим и подносить старушкам тяжелые сумки. Я могу придумывать себе оправдания, говоря, что у меня были серьезные, уважительные причины сделать то, что я сделал, или что другие люди виновны в еще более тяжких преступлениях, чем я. Я могу сесть в позу лотоса и читать мантры. Я могу, в конце концов, просто жить так, будто ничего не случилось - еще один день меня не поймали, и ладно. Но все равно я буду знать, что рано или поздно мне придется предстать перед судом.

Ни тот, ни другой, ни третий образ действий меня не спасет. Рано или поздно правосудие меня настигнет.

Но, представьте себе, ко мне является некий человек, который совершенно чист перед законом. Он никого не убивал. Он вообще ни в чем не виноват. Самый предвзятый и враждебный судья не мог бы найти в нем никакой вины. И этот человек говорит - "Да, ты виновен и заслужил осуждение. Но я люблю тебя и не хочу. чтобы ты умер. Я возьму все твои преступления на себя. Меня вместо тебя арестуют, вместо тебя осудят и вместо тебя казнят. Ты будешь полностью свободен от всех обвинений".

Нечто подобное делает по отношению к нам Иисус Христос. Его главная цель - искупление грешников:

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)

Христос

за преступления народа Моего претерпел казнь. (Исаия 53:8)

Именно ради того, что совершил Он на кресте нам возвещается прощение грехов:

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. (Деяния 13:38,39)

Оправдание на Божием суде, вечная жизнь предлагается даром всякому, кто уверует:

получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, (К Римлянам 3:24)

Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. (К Римлянам 3:28)

Мы должны решить, принимаем ли мы это Евангельское возвещение - Христос умер за наши грехи. Если мы принимаем его, для нас из этого следуют очень важные выводы относительно веры и дел. Если я всерьез верю, что Христос умер за меня, понеся на себе мой приговор, я тем самым признаю, что мои дела - все, которые я сделал, делаю или собираюсь сделать в будущем - не принесли мне ничего, кроме осуждения и проклятия, того, что Господь Иисус понес за меня на Кресте. Это не обязательно значит, что все мои дела были злыми. Это значит, что мои дела в принципе не могут дать мне оправдание перед Богом.

Бессмысленно говорить "Суд пришел к выводу, что я не настолько плохой человек, чтобы осуждать меня на смерть, а тут, кстати, за меня еще и умер Невиновный". Невиновный может умереть только за того, кто осужден на смерть. Говорить, что я заслужил, заслуживаю или думаю заслужить когда-либо в будущем, оправдание своими делами - значит объявлять смерть Христа просто излишней. Как говорит Апостол Павел:

а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (К Галатам 2:21)

Именно поэтому связывать свою надежду на вечное спасение со своим собственным послушанием Закону Божьему - значит, тем самым, отвергать Христа:

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, (К Галатам 5:4)

Надежда - какая бы то ни было - на свои дела - не оставляет места для надежды на Христа, а надежда на Христа не оставляет места для надежды на свои дела.

Сначала спасение, потом - дела.

Итак, вечное спасение - дар, обретенный для нас искупительным подвигом Спасителя, дар, который мы обретаем через веру. Писание утверждает это неоднократно и со всей ясностью:

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (К Ефесянам 2:8-10)

Это часто вызывает недоумение. "Вы что же, хотите сказать, что добрые дела не имеют значения? Что не важно, как ведет себя человек, достаточно только верить, и его спасение уже обеспечено подвигом Христа?" Действительно, наше спасение, наше принятие Богом, наше оправдание на Суде никак не основано на наших делах. Это наши дела основаны на факте нашего спасения. Христиане призваны творить добрые дела не для того, чтобы спастись, но потому, что они уже спасены. Это хорошо видно из уже приведенного отрывка Ефесянам 2:8-10, приведем и другие слова Апостола:

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. (К Титу 3:4-8)

Добрые дела христиан - следствие, а не предварительное условие спасения. В самом деле, чтобы служить, надо сначала быть принятым на службу. Чтобы исполнять обязанности офицера, надо сначала получить офицерское звание. И какие плоды мог бы принести Богу человек, все еще пребывающий под Его осуждением и проклятием? Итак, наше принятие и прощение Богом есть необходимое предварительное условие для служения Ему добрыми делами. Как говорит Господь:

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (От Иоанна 15:5)

Только будучи уже во Христе, уже принятым Им, можно приносить плоды, угодные Богу. Как же можно быть принятым Богом? Только по Его ничем не заслуженной милости, только благодаря искупительному служению Христа и только через веру.

Союз со Христом.

Чтобы рассмотреть, как вера во Христа приводить к делам, сообразным с верой, нам понадобится ответить на вопрос - почему вера спасает? Ответ, который мы находим в Апостольских писания - потому, что вера приводит в союз со Христом. Писание часто говорит о том, что верующие находятся во Христе, а Христос - в верующих. Это означает, что мы соединены со Христом таким образом, что Он берет на Себя наше проклятие и осуждение, даруя нам те блага, которыми обладает Он Сам - Свою праведность, Свою вечную жизнь, Свои отношения с Отцом.

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2-е Коринфянам 5:21)

Попробуем пояснить это на примерах. Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. (В библейские времена под "браком" понимались прежде всего, взаимные обязательства, а не секс) В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.

Послушание заповедям и усердие к добрым делам - проявление тех отношений, который верующий обретает с Богом; как говорит об этом Сам Господь Иисус

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15).

Невозможно - и психологически, и духовно невозможно - верить во Христа и отказываться повиноваться Ему. Бессмысленно говорить о том, что я доверяю кому-то, если я отказываюсь его слушаться. Бессмысленно говорить, что я люблю кого-то, если я делаю то, что отвратительно в его глазах. Христианин повинуется Христу не потому. что он ищет вечных благ для себя лично - все эти блага уже дарованы ему во Христе - но потому, что Он любит и чтит своего Спасителя.

Как говорит об этом св. Иоанн Златоуст:

"Оскорбить же Бога — тяжелее, чем быть наказанным. А мы находимся в столь жалком расположении духа, что если бы не было страха геенны, то, может быть, и не пожелали сделать что-нибудь доброе. Потому мы и достойны геенны, если не за что-либо иное, то именно за то, что страшимся геенны больше, чем Христа. Не таков был блаженный Павел, но совершенно противоположного настроения. Но так как мы — иные в сравнении с ним, потому и осуждаемся в геенну. Если бы мы любили Христа, как и должно любить, то знали бы, что оскорбить любимого тяжелее геенны. Но мы не любим, потому и не понимаем громадности этого наказания" (Беседы на послание к Римлянам, стр. 535).

Христианин служит Богу не ради того, чтобы добиться своего личного спасения делами, но из глубокой благодарности, почтения и преданности; не ради каких-то своих интересов, но потому, что Бог поистине достоин служения, потому, что смысл и предназначение человека — прославлять Бога и радоваться Ему. Именно в этом человек и находит ту вечную радость, для которой создан. Именно так служат Богу святые и ангелы на небесах:

достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр. 4:11).

И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков (Откр. 5:9-14).

Ответ на вопрос "почему мы должны служить Богу, если мы итак спасены" - ясен для всякого, кто осознает величие Божие праведности и любви, явленной во Христе. Потому , что Бог поистине достоин этого.

Итак, как свидетельствует Апостол:

узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (К Галатам 2:16)

Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. (К Титу 3:8)

Сергей Худиев


Христианская Библиотека

Христианкая Апологетика

Другие материалы по апологетике

Напишите нам


 

     

 

Hosted by uCoz